Ольга Вострикова
Развитие интеллектуальных способностей детей в различных формах организации математической деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие интеллектуальных способностей
детей старшего дошкольного возраста в
различных формах организациях
Воспитатель: Вострикова О. Р.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей в различных формах организации математической деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В умственном развитии ребёнка немаловажную роль играет формирование интеллектуальных способностей. Что же такое «интеллектуальные способности»? Это такие способности, которые предполагают наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника происходит так же, как и способность к обучению. Интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребёнок испытывает эмоциональный подъём, что в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Математический материал можно классифицировать на три основные группы:
- развлечения;
- математические игры и задачи;
- развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Математические развлечения – головоломки, ребусы, лабиринты – интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.
Решение занимательных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию развития общих умственных способностей, интереса к изучению математики у детей в дальнейшем, смекалки, сообразительности.
В своей работе я использую методы, активизирующие познавательную деятельность :
- игровые проблемно-практические ситуации;
- игровые упражнения;
- дидактические игры;
- игры – эксперименты;
- игры – головоломки;
- логические загадки;
- моделирование – конструирование;
- метод специально созданных ошибок.
Использую следующие формы организации детей :
- индивидуально – творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- учебно - игровая деятельность;
- игровой тренинг;
Всё это опирается на развивающую среду, которую я строю следующим образом:
1. Математические развлечения :
- игры на плоскостное моделирования (Танграм);
- игры-головоломки;
- задачи-шутки;
- ребусы;
2. Дидактические игры:
- сенсорные;
- моделирующего характера;
3. Развивающие игры – это игры, способствующие развитию умственных способностей и интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Провожу работу с детьми с учётом того, что каждому ребёнку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи, я одобряю его стремления понять что-то и поддерживаю. В данном случае я не стремлюсь немедленно дать ребёнку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы, а создаю условия для того, чтобы он сам начал размышлять.
Для этого:
- использую иллюстрации к книгам;
- рассказываю детям о жизни в разных местах и в разные времена;
- внимательно и заинтересованно выслушиваю суждения детей, никогда их не критикуя;
- ставлю развивающие вопросы;
Я определила общие методические приёмы к организации работы. Вот типовая структура работы с каждым числом :
1. Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе.
2. Рисование на тему числа.
3. Лепка соответствующей цифры.
4. Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур,
рисование, лепка их, конструирование объёмных тел.
При таком подходе каждое число первого десятка обретает для ребёнка своё собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире. Это повышает интерес детей к данной реальности. Упор в методике работы с детьми дошкольного возраста делаю на образном начале. Стремлюсь, чтобы мышление у детей было по-настоящему продуктивным. Для этого развиваю у детей такие качества, как подвижность, гибкость, способность устанавливать неожиданные связи, находить неожиданные аналогии и таким образом двигаться по пути познания нового. При этом не забываю о таком важном факторе, как умение образовывать ассоциации. Например, создание геометрического панно. Дети с большим интересом находят геометрическую фигуру в окружающей действительности, превращают, как волшебники, цифры в предметы.
Для развития интеллекта должное внимание уделяю развитию речи. В ходе игры не только задаю заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо разговариваю с детьми по теме и сюжету игры, содействую вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями. Загадываю задачи-шутки, способствующие развитию внимания и сообразительности, предостерегающие ребёнка от поспешных и необоснованных выводов.
Использую различные игры – «Отгадай фигуру», «Собери фигуру», «Какой цифры не стало», «Сколько», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Задумай число», «Число, как тебя зовут?». Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» я называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей назвать пропущенные числа. В этой игре ребёнок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.
Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем, ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.