наталья немкова
Развитие познавательных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей у дошкольников.
В настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных. Развитие познавательного интереса детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников. Тем самым, познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и, как правило, не является присущим человеку от рождения.
Публикация «Развитие познавательных способностей у дошкольников» размещена в разделах
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста направлено на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.
Таким образом, познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на познание окружающего его мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности. Рассмотрим данные условия развития :
1) Первое условие определяется овладением, развитием речи. То есть, нужно самим родителям, воспитателям предлагать детям с младенчества благоприятные условия для развития речи.
2) Второе, чрезвычайно важное условие – условие успешного развития творчества, причем заниматься творчеством ребенок должен самостоятельно, без принуждения, без предварительного обучения.
3) Третье условие – ребенку нужно предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел.
4)Четвертое условие предполагает ненавязчивую, умную помощь взрослых.
Самое сложное здесь заключается в том, чтобы не превратить свободы в безнаказанность, а помощь в подсказки. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Однако, если деятельность ребенка носит познавательный, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, окружающего мира, поведения окружающих его людей, обнаружения в самом себе новых возможностей.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Для приобретения и закрепления у ребенка новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит
На протяжении раннего и дошкольного детства ребенок овладевает все новыми и новыми умственными действиями, которые позволяют ему решать все более сложные и разнообразные задачи. Для развития мышления наиболее благоприятным оказывается именно дошкольный возраст. Этому развитию способствуют в максимальной степени детские виды деятельности – игра, рисование, лепка, конструирование и другие виды деятельности.
Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Умственное развитие дошкольников осуществляется в игре, учении, труде. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развитие познавательных способностей.