МААМ-картинки

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности.

Елена Рудницкая
Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей.

Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей. Правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности.

Публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности,» размещена в разделах

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из таких перспективных методов является проектная деятельность.

Проектная деятельности - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектная деятельность должна занимать прочное место в детском саду. Она является интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются познавательные способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов по самой своей сути.

Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», т. е. выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему.

Второй этап развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий НОД). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Рассмотрим этапы работы над проектом на примере проекта «Будь здоров»

На первом этапе – подготовительном определяется тема, выбор проблемы, уточнение целей. Этот проект может быть приурочен ко дню здоровья. В проекте принимают участие педагоги группы, инструктор физкультуры, воспитанники и их родители, поэтому он относится к проектам групповым, информационным.

Как и в любой деятельности ставим перед собой различные задачи, но приоритетным направлением нашей деятельности – это повысить стремление родителей использовать двигательную активность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

2 этап планирование: составление плана работы над проектом; выработка критериев оценки результатов. На этом этапе намечаются результаты, к которым бы вы хотели придти в итоге данной деятельности

3 этап осуществление проекта :

На этом этапе педагогами осуществляется необходимая практическая работа с привлечением воспитанников и их родителей. Работа над проектом затрагивает следующие виды деятельности детей : игровая, познавательная, речевая, продуктивная, работа с родителями.

4 этап – защита проекта : обоснование процесса проектирования; подготовка докладов; оценка. На этом этапе родители готовят опыт семейного физического воспитания

5 этап – презентация проекта : демонстрация результата продукта деятельности, опыт семейного воспитания, распространение памятки, экскурсия, участие в городской акции

6 этап – Рефлексия: анализ достижения поставленной цели,

анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин неуспеха, если таковой наблюдается.

В результате проведенной работы по проекту дети в ходе занятий, игр получают новые знания о здоровом образе жизни, у родителей повышается интерес к здоровому образу жизни.

Таким образом, если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать : активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности Метод проектов в дошкольном учреждении. В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных.

Консультация для педагогов «Влияние проектной деятельности на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста» Ерышева Наталия, воспитатель МКДОУ №5 г. Мирный Архангельская область Актуальность Вступая в переходный период, который переживает вся.

Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности» 1 слайд Программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. В программе выдерживается двойная.

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы) «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» китайская поговорка С. 2 Познавательное развитие детей - одно из.

Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности Практико – значимая работа «Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности к подготовке к условиям.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования.

Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 города Благовещенска» (МАДОУ «ДС № 19 г. Благовещенска»).

Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством экологической игры Рабочая программа Белово 2014 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Родничок» комбинированного.

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе обучения способам решения противоречий Одной из основных целей образования сегодня является подготовка развивающейся личности к творческому труду. Для того, что бы выжить в ситуации.

Защитное слово проекта «Арт-дизайн как метод проектной деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей» Добрый день, уважаемые члены комиссии, коллеги! Вашему вниманию представляю педагогический проект по теме: «Арт-дизайн как метод проектной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности.
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 14:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рудницкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД