Зеленина Кристина
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления будут совер-шенствоваться и изменятся. Одна из наиболее важных способностей – спо-собность к познанию.
Федеральный государственный стандарт считает формирование по-знавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
Публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая суще-ственное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формирует-ся произвольности поведения. Подчинение требованию "надо", а не "хо-чу", снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учи-тывать наличие других точек зрения на события и предметы действитель-ности. В игре изменяются и познавательные процессы.
Теоретический анализ проблемы отражен в работах отечественной психологии – в работах Эльконина Д. Б., Божович Л. И., Выготского Л. С., Рубинштейн С. Л. и других.
В настоящее время исследования в этом направлении ведут ученые, как Маркова Т. А., Лисина М. И. и другие.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение ребенка из репродуктивного, механически вос-производящего действительность, превращается в творчески ее преобра-зующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирова-ния действий. В результате деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Таким образом, возникает познавательная активность дошкольников.
Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображе-ние детей, совершенствуется все познавательные процессы, становятся иг-ры.
Игровая деятельность стимулирует развитие мышления, в первую очередь наглядно - образного. Его становление и совершенствование зави-сят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции.
И. П. Павлов связывал проявление интереса с безусловным ориенти-ровочным рефлексом ’’что такое?’’. Этот рефлекс соответствует интересу, который может служить мотивом деятельности. Главное в нем – новизна информации. Не все новое, что встречается человеку в окружающей жиз-ни, становится предметом его интереса. Познавательная направленность ребенка носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, пред-меты или явления представляется ему важным, имеющими жизненную зна-чимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае его интерес будет носить случайный, по-верхностный характер.
Интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли до-школьник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы заинте-ресовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятель-ностью, развивать его познавательную активность.
Первые познавательные интересы чаще всего появляются у детей в три года. Характерным выражением их проявления являются бесконечные,почему?’’ и,зачем?". Вопросы детей этого возраста простые, элементар-ные. Интересы неустойчивые. Но нельзя думать, что, задавая многочис-ленные вопросы, дошкольник не заботится о достоверности ответов и го-тов удовольствоваться любым вымыслом" (А. И. Запорожец). Так, если взрослый оставит вопросы без внимания, то это приводит к тому, что ре-бенок вынужден сам придумывать ответ. Кроме того, у ребенка не прояв-ляется больше желания спрашивать, и познавательная активность не ста-новится устойчивой; у ребенка развивается интеллектуальная пассивность.
При систематическом, правильно построенном обучении, к старшему дошкольному возрасту интересы носят устойчивый характер. Они стано-вятся базой для формирования познавательной активности, без которой не будет возможным успешное обучение в школе.
Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, – феномен "Я сам". Это выражается в противостоянии "хочу" ребенка и "нельзя" взрослого. Ребенок стремится действовать само-стоятельно, вести себя "как взрослый". Однако современный мир слишком сложен, а прямое участие ребенка в большинстве видов труда невозможно. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника – в игре. Игровое действие свободно от обязательных способов действия. В сюжетно – ролевой игре, ребенок берет на себя роль другого (взрослого) и моделирует его действия, проигрывает воображаемую ситуацию.
Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструиро-вание – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой и т. д.
Игры, влияют на развитие личности ребенка, а это заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного пове-дения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необхо-димые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя ро-ли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие.
1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и па-мять. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целена-правленности.
2. Развитие мышления – осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ре-бенок учится мыслить о реальном предмете.
3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, по-скольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, их образы и действия.
4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребе-нок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы воле-вой регуляции своего поведения.
5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет – знак – его наиме-нование).
6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции – исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.
7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.
Нравственное развитие дошкольника определяется формированием следующих компонентов: знанием норм, привычками поведения, эмоцио-нальным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией са-мого ребенка.
Усвоение моральных норм предполагает, что
• во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;
• во-вторых, у ребенка в практике общения с другими людьми вырабаты-ваются привычки поведения (если ребенок выходит за рамки привычно-го поведения, у него возникает дискомфорт);
• в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональным отноше-нием к этим нормам.
Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрос-лого формирует у ребенка представление о взрослом как об образе. По-этому дошкольник подходит к "открытию" мира взрослых, овладевает по-знавательной активностью. Познавательная активность ребенка дошколь-ника формируется и развивается в игровой деятельности. Игровая дея-тельность представлена следующими параметрами:
1. По центральному элементу их структуры – сюжетно – ролевые и игры с правилами (Л. С. Выготский, Ж. Плаже, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и другие).
2. По форме организации – регламентируемые воспитателями и самостоя-тельные игры детей (Л. А. Венгер, Е. И. Радина, А. Р. Усова и другие).
Сюжетно – ролевая игра
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится сюжетно - ролевая игра. Структуру игры составляют:
• роли, которые берут на себя дети (например, машинист, продавец, пас-сажир, доктор, мама, дочка и т. д.);
• игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;
• игровое употребление предметов, при котором реальные предметы за-мешены игровыми предметами ( например: стул – поезд, куклы – дети, бумажки – деньги и т. д.);
• реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в раз-нообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход иг-ры.
Сюжетом в детских играх является та действительность, с которой они сталкиваются. В сюжетно – ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейно-го быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпо-хальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т. д. От-ражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем разнообразнее сюжеты игр. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых; для среднего – отношения между людьми; для старшего – подчинение правилам, вытека-ющим из взятой на себя роли.
Игры с правилами.
В дошкольной психологии игра с правилами в основном использует-ся как дидактическое средство для физического, сенсорного, умственного, музыкального развития детей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Н. А. Ветлугина, А. И. Сорокина, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева и другие). Од-нако она имеет и специфически развивающее значение, которое связано с особенностями её строения.
Дети преимущественно включают в игру с правилами в ситуациях прямого руководства взрослого, диктующего правила действия, распреде-ляющего функции, осуществляющего контроль, определяющего победите-ля.
Главной целью воспитателя при этом является использование игры с правилами в качестве дидактического средства, в то время как ее цен-тральные специфические особенности уходят из поля зрения.
Для освоения детьми самостоятельных форм игры необходимы сле-дующие условия:
1. Самостоятельная игра взрослого с детьми, где они занимает позицию "равного", заинтересованного партнера (а не руководителя, как это происходит в дидактических формах деятельности);
2. Постепенная передача детям способов различных типов игр с правила-ми от простейших форм к более сложным;
3. Организация воспитателей предметной среды, оснащение ее игровым материалам в соответствии с возрастом детей.
Игры с правилами отличаются друг от друга требованиями, предъ-явленными к умениям и способностям играющих; а также предметами, во-круг которых строится деятельность. С этих позиций определяются сле-дующие типы игр с правилами:
1. Основанные на ловкости, физических умениях;
2. Требующие определенных умственных способностей;
3. Основанные на случайности, удаче (где результат в основном не зависит от физических или умственных способностей играющего).
В основе своей все типа игры с правилами имеют общую схему дея-тельности, но наиболее "открыта" и проста она в настольных играх на удачу.
Общность движений и игровых интересов усиливают радостные пе-реживания и эмоциональный подъем малышей. Кроме того, в этих играх дети учатся согласовывать свои движения с партнерами и ориентироваться на пространственные условия.
Несколько сложнее для малышей игры, в которых нужно действо-вать небольшими группами по очереди.
В таких играх дети учатся считаться друг с другом, уступать друго-му игрушки или активную, привлекательную роль. Ожидание своей оче-реди заполняется другим активным действием, что облегчает выполнение этих требований.
Такие игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену. Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам.
После четырех лет игра с правилами может быть освоена детьми во всей полноте ее специфических характеристик, к которым относятся: нали-чие результата-выигрыша, состязательные отношения между участниками, наличие формализованных правил, обязательных для всех участников.
Необходимо формировать у детей игры с правилами как специфиче-скую деятельность. К 4 годам дети уже овладели такими основами игры с правилами, как одновременные и поочередные с партнерами действия по простому правилу (сигналу, заданному взрослым, действиями по правилу с функциональным разделением. В течение всего года воспитатель про-должает включать в жизнь детей игры с различными типами взаимодей-ствия (поочередное выполнение одинаковых действий, противоборство). Учить детей выполнять функцию ведущего в игре, самостоятельно органи-зовывать знакомую игру в подгруппе из 2 – 4 детей. Воспитатель вводит в арсенал более сложные игры с правилами, формируя умение действовать на основе 2 – 3 правил, требующих распределения функций и взаимосвя-занных действий, поощряет самостоятельное распределение функций и ор-ганизацию в небольших подгруппах (до 5 человек) простейших народных (подвижных и хороводных) игр, правила которых заключены в коротких командах или сюжетных текстах ("Ловишки", "У медведя во бору", "Прят-ки" и т. п.).
Играя с детьми, взрослый занимает позицию заинтересованного партнера и одновременно служит контролирующей инстанцией, побуждая детей своими комментариями к соблюдению правил ("Так нельзя делать. У нас такое правило…" и т. п., то есть формирует отношение к правилу как обязательному для всех участников.
Начиная примерно с середины года (4,5 года, воспитатель присту-пает к решению центральной задачи года – формированию у детей пред-ставления о выигрыше, ориентации на выигрыш, умения вступать в состя-зательные отношения, использовать в самостоятельной игре критерии определения выигрыша.
Наиболее подходящим материалом для решения этой задачи явля-ются детские аналоги игр на удачу типа "лото" и "гусек". В играх такого типа, не требующих ни физических усилий, ловкости, ни особой умствен-ной компетентности возможности всех детей уравнены, каждый имеет оди-наковые шансы на успех. Выигрыш, если игра продолжается несколько конов, непременно выпадает на каждого участника игры.
Воспитатель объясняет и повторяет правила по ходу игры; объясняет детям и использует вместе с ними нормативное правило перераспределе-ния функций при переходе от одного завершенного цикла (кона). Игры к следующему ("Теперь первым ходит тот, кто выиграл").
Воспитатель постоянно обеспечивает условия для свободного выбо-ра и самостоятельной организации детьми освоенных ими настольных игр. В случае конфликтов предлагает детям использовать правила очередности и жребия для справедливого разрешения противоречий.
Таким образом, игры с правилами являются важным средством для развития навыков общения между детьми.
Дидактическая игра.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т. к. она развивает актив-ность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и спосо-бы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное сред-ство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все си-стемы дошкольного воспитания.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ре-бенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошколь-ном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольно – печатные игры и словесные игры.
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка дей-ствовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.
Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, осно-ваны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам пред-мет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Неко-торые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предме-тами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их ка-чествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явле-ниях природы (лото "Времена года", о различных профессиях (игра "Что кому нужно?").
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредствен-ным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представле-ниями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребен-ка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, де-лать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быст-ро и четко формулировать свои мысли, применять знания.
Режиссерская, театрализованная игра.
Сюжетно - ролевая игра претерпевает ряд изменений: режиссерская, театрализованная игра. В режиссерской игре дети по ходу развертывания сюжета, передающего какое – либо событие, управляют действиями игру-шек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры со сверстниками либо по какой – то причине ограничен в контактах с ними. В этой игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем что будет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг с другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В ней ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица, сопровождает игру " дикторским " тек-стом, поясняя, что происходит. В этой игре, как и в сюжетно - ролевой, ре-бенок начинает переносить функции с одного предмета на другой, исполь-зует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоцио-нальная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа пер-сонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игро-вую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В игре - драматизации, или театрализованной игре, дети разыгры-вают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, кинофильмов и пр. В такой игре имеется готовый сюжет, а характер и дей-ствия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра представляет особые требования к эстетическому восприятию произ-ведений искусства, к владению средствами создания образа, приобщает де-тей к творческой художественной деятельности и к искусству.
Строительные игры.
Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и ме-ханизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возник-новения те же, что и у сюжетно- ролевой игры. Эти два вида игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно - ролевой игры. Но и сама сюжетно - ролевая игра нередко сти-мулирует строительную. Например, сначала дети построили корабль, а потом стали играть в моряков. В строительной игре моделируется сфера созидания, создания архитектурных сооружений.
Но именно обучающие дидактические игры способствуют формиро-ванию и развитию познавательной активности. Ребенок познает, получает новые знания, обобщает и закрепляет их.