МААМ-картинки

Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий (11 фото)

Ирина Бунеева
Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий

b] Актуальность[/b] определяется социальным заказом современного общества на становление современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных устройств в качестве важного компонента индивидуального информационного пространства современных детей, педагогического процесса в образовательных учреждениях.

ОБЬЕКТ – воспитанники дошкольных групп.

Публикация «Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий» размещена в разделах

ПРЕДМЕТ – процесс развития познавательных способностей, развитие познавательных способностей у воспитанников в процессе занятий по аппликации с активным внедрением в образовательный процесс компьютерных и мультимедийных средств.

ЦЕЛЬ: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность компьютера в образовательном процессе, как средства развития познавательных свойств, элементов зрительно-пространственного мышления у дошкольников.

ГИПОТЕЗА. В процессе регулярно проводимых, специально организованных занятий с использованием современных компьютерных и мультимедийных средств у воспитанников более интенсивно будут развиваться познавательные способности, персональный компьютер будет приниматься в качестве средства получения информации, помощника при обучении в школе, если:

• учебный материал будет предоставляться учащимся в более ярком и объемном виде, чем при использовании традиционных образовательных средств;

• педагог сумет насытить педагогический процесс элементами игры, провоцирующей поисковую активность учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Обосновать педагогические условия и подобрать дидактические средства использования компьютера на уроках технологии в начальной школе.

3. Обосновать эффективность регулярно проводимых, специально организованных занятий с использованием современных компьютерных и мультимедийных средств, для развития познавательных свойств, элементов зрительно-пространственного мышления у воспитанников.

Методы исследования.

- теоретический анализ психологической, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;

- изучение учебных программ, методической, санитарно-гигиенической литературы по использованию компьютеров;

- наблюдение за детьми в процессе обучения и самостоятельной творческой работы;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

- диагностические методы - психологическое тестирование – тест Тулуз-Пьерона (Ясюкова, 1997).

В исследовании приняли участие воспитанники дошкольных групп МБОУ Чертковская СОШ №1: 19 воспитанников из 1 группы – экспериментальная группа, и 18 из 2 группы – контрольная группа.

Анализ литературы.

Успешность развития ребенка и его познавательных способностей определяются не только естественными механизмами онтогенеза, но и наличием развивающей среды, в том числе, применением в образовательном процессе современной компьютерной техники и специально разработанных программ.

Констатирующий эксперимент.

Описание начального уровня сформированности познавательных процессов у дошкольников.

Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Этот тест первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) в задаче психомоторного типа, вторично – позволяет оценить познавательные возможности ребенка в целом: точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности ребенка и динамику работоспособности во времени.

Анализ позволил отметить, что уровень познавательных процессов у обследованных невысок, соответственно, в экспериментальной группе 56,3% детей, в контрольной 51,7% – показали слабый уровень сформированности познавательных способностей (коэффициент точности 0,90).

Можно говорить о примерно равной, фактически неразличимой ситуации с показателями скорости и точности выполнения тестовых заданий в экспериментальной и контрольной группах.

Формирующий эксперимент

Компьютер, как важнейший компонент образовательного процесса на занятиях по аппликации в подготовительных группах.

В работе была использована методическая разработка В. В. Ворониной и В. В. Кокуриной «Использование компьютера на уроках технологии в начальной школе».

Учебно-методический пакет (УМП) «Технология», ориентирован на использование компьютера в учебном процессе начального звена общеобразовательной школы и содержит гипертекстовый интерактивный набор уроков. Предлагаемые материалы содержат комплекс инструментов для моделирования учебно-познавательной деятельности учащихся младших классов с использованием компьютера, а также, разработки уроков, дидактические материалы, методические рекомендации учителям по организации учебного процесса, библиотеку медиаобъектов.

Схема расположения материалов и инструментов на столах

Фото №1 ОБЬЕКТ воспитанники дошкольных групп

Образец выполняемого изделия

Порядок наклеивания деталей на паспарту.

Публикация Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий размещена в разделах Аппликации Конспекты занятий НОД Аппликация из бумаги Все виды аппликации ИКТ Информационно коммуникационные технологии в ДОУ Конспекты занятий Конспекты занятий НОД аппликации с активным внедрением в образовательный процесс компьютерных и мультимедийных средств Изучить психолого педагогическую литературу по проблеме исследования Обосновать педагогические условия и подобрать дидактические средства использования компьютера на уроках технологии в начальной школе

Контрольный эксперимент

Результаты сопоставления показателя скорости и точности выполнения тестового заданий в констатирующем (1) и контрольном (2) экспериментах, в экспериментальной и контрольной группах

Фото №2 Методы исследования

По показателям скорости и точности выполнения корректурной работы учащиеся экспериментальной группы демонстрируют убедительный прогресс, существенно уменьшается доля детей с признаками слабой сформированности познавательных процессов. В констатирующем эксперименте доля таких детей в экспериментальной группе составляла 56,3%, а в контрольном эксперименте –25%.

Фото №3 В исследовании приняли участие воспитанники дошкольных групп МБОУ Чертковская СОШ воспитанников из группы экспериментальная группа и из группы контрольная группа

Заключение.

Компьютер в обучении дошкольников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Постепенно он становится индивидуальным средством производства, компонентом индивидуальной информационной среды современного человека.

Полученные результаты позволили доказать правильность сформулированной гипотезы: в процессе регулярно проводимых, специально организованных занятий с использованием современных компьютерных и мультимедийных средств учебный материал, связанный, в первую очередь, с художественными формами, предоставляется воспитанникам в более ярком, объемном виде, дети получают возможность более активно манипулировать с информацией, ставить вопросы и самостоятельно находить ответы.

Выводы.

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, специальных понятий, раскрывающих процесс познания детей дошкольном возрасте, позволяет утверждать, что компьютер при соблюдении санитарно-гигиенических требований является мощным образовательным средством, важным компонентом информационной среды современного дошкольника.

2. Использованный метод психологического тестирования – корректурная проба в модификации Тулуз-Пьерона является адекватным методом оценки уровня сформированности зрительно-пространственного мышления дошкольников, уровня их познавательного развития.

3. Компьютерные и мультимедийные средства и методы используемые в рамках учебно-методического комплекса, разработанного на основе работы В. В. Ворониной и В. В. Кокуриной «Использование компьютера на уроках технологии в начальной школе» (2007) эффективны для направленного развития познавательных свойств, элементов зрительно-пространственного мышления дошкольников.

Публикации по теме:

Особенности обучения английскому языку дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий «Особенности обучения английскому языку дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий на примере детского сада «Лада».

Игры для развития познавательных процессов у дошкольников Игры на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игра "что изменилось" Педагог начинает беседу с детьми. -Наши ребята.

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Подготовка и проведение прогулки в средней группе: развитие психических познавательных процессовПодготовка и проведение прогулки в средней группе: развитие психических познавательных процессов В летний период время на проведение прогулки увеличивается и наполняется различными видами деятельности, которые проходят совместно с воспитателем.

Развитие познавательных интересов у дошкольников Изо дня в день, давая детям все новые и новые знания, необходимо учитывать, что детей необходимо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями,.

Развитие познавательных процессов дошкольника средствами опытно-эксперим-ой деятельности с использованием технологии «ТРИЗ» «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии ТРИЗ»[/h4].

Родительское собрание «Развитие познавательных процессов» Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие.

Сенсорное развитие — основа познавательных процессовСенсорное развитие — основа познавательных процессов Сенсорное развитие — основа познавательных процессов. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека, который имеет огромное значение.

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов процессов у детей старшего дошкольного возраста ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Технология проведения исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 17:37
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бунеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД