Ирина Бунеева
Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
b] Актуальность[/b] определяется социальным заказом современного общества на становление современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных устройств в качестве важного компонента индивидуального информационного пространства современных детей, педагогического процесса в образовательных учреждениях.
ОБЬЕКТ – воспитанники дошкольных групп.
Публикация «Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
ПРЕДМЕТ – процесс развития познавательных способностей, развитие познавательных способностей у воспитанников в процессе занятий по аппликации с активным внедрением в образовательный процесс компьютерных и мультимедийных средств.
ЦЕЛЬ: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность компьютера в образовательном процессе, как средства развития познавательных свойств, элементов зрительно-пространственного мышления у дошкольников.
ГИПОТЕЗА. В процессе регулярно проводимых, специально организованных занятий с использованием современных компьютерных и мультимедийных средств у воспитанников более интенсивно будут развиваться познавательные способности, персональный компьютер будет приниматься в качестве средства получения информации, помощника при обучении в школе, если:
• учебный материал будет предоставляться учащимся в более ярком и объемном виде, чем при использовании традиционных образовательных средств;
• педагог сумет насытить педагогический процесс элементами игры, провоцирующей поисковую активность учащихся.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Обосновать педагогические условия и подобрать дидактические средства использования компьютера на уроках технологии в начальной школе.
3. Обосновать эффективность регулярно проводимых, специально организованных занятий с использованием современных компьютерных и мультимедийных средств, для развития познавательных свойств, элементов зрительно-пространственного мышления у воспитанников.
Методы исследования.
- теоретический анализ психологической, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;
- изучение учебных программ, методической, санитарно-гигиенической литературы по использованию компьютеров;
- наблюдение за детьми в процессе обучения и самостоятельной творческой работы;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
- диагностические методы - психологическое тестирование – тест Тулуз-Пьерона (Ясюкова, 1997).
В исследовании приняли участие воспитанники дошкольных групп МБОУ Чертковская СОШ №1: 19 воспитанников из 1 группы – экспериментальная группа, и 18 из 2 группы – контрольная группа.
Анализ литературы.
Успешность развития ребенка и его познавательных способностей определяются не только естественными механизмами онтогенеза, но и наличием развивающей среды, в том числе, применением в образовательном процессе современной компьютерной техники и специально разработанных программ.
Констатирующий эксперимент.
Описание начального уровня сформированности познавательных процессов у дошкольников.
Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Этот тест первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) в задаче психомоторного типа, вторично – позволяет оценить познавательные возможности ребенка в целом: точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности ребенка и динамику работоспособности во времени.
Анализ позволил отметить, что уровень познавательных процессов у обследованных невысок, соответственно, в экспериментальной группе 56,3% детей, в контрольной 51,7% – показали слабый уровень сформированности познавательных способностей (коэффициент точности 0,90).
Можно говорить о примерно равной, фактически неразличимой ситуации с показателями скорости и точности выполнения тестовых заданий в экспериментальной и контрольной группах.
Формирующий эксперимент
Компьютер, как важнейший компонент образовательного процесса на занятиях по аппликации в подготовительных группах.
В работе была использована методическая разработка В. В. Ворониной и В. В. Кокуриной «Использование компьютера на уроках технологии в начальной школе».
Учебно-методический пакет (УМП) «Технология», ориентирован на использование компьютера в учебном процессе начального звена общеобразовательной школы и содержит гипертекстовый интерактивный набор уроков. Предлагаемые материалы содержат комплекс инструментов для моделирования учебно-познавательной деятельности учащихся младших классов с использованием компьютера, а также, разработки уроков, дидактические материалы, методические рекомендации учителям по организации учебного процесса, библиотеку медиаобъектов.
Схема расположения материалов и инструментов на столах
Образец выполняемого изделия
Порядок наклеивания деталей на паспарту.
Контрольный эксперимент
Результаты сопоставления показателя скорости и точности выполнения тестового заданий в констатирующем (1) и контрольном (2) экспериментах, в экспериментальной и контрольной группах
По показателям скорости и точности выполнения корректурной работы учащиеся экспериментальной группы демонстрируют убедительный прогресс, существенно уменьшается доля детей с признаками слабой сформированности познавательных процессов. В констатирующем эксперименте доля таких детей в экспериментальной группе составляла 56,3%, а в контрольном эксперименте –25%.
Заключение.
Компьютер в обучении дошкольников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Постепенно он становится индивидуальным средством производства, компонентом индивидуальной информационной среды современного человека.
Полученные результаты позволили доказать правильность сформулированной гипотезы: в процессе регулярно проводимых, специально организованных занятий с использованием современных компьютерных и мультимедийных средств учебный материал, связанный, в первую очередь, с художественными формами, предоставляется воспитанникам в более ярком, объемном виде, дети получают возможность более активно манипулировать с информацией, ставить вопросы и самостоятельно находить ответы.
Выводы.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, специальных понятий, раскрывающих процесс познания детей дошкольном возрасте, позволяет утверждать, что компьютер при соблюдении санитарно-гигиенических требований является мощным образовательным средством, важным компонентом информационной среды современного дошкольника.
2. Использованный метод психологического тестирования – корректурная проба в модификации Тулуз-Пьерона является адекватным методом оценки уровня сформированности зрительно-пространственного мышления дошкольников, уровня их познавательного развития.
3. Компьютерные и мультимедийные средства и методы используемые в рамках учебно-методического комплекса, разработанного на основе работы В. В. Ворониной и В. В. Кокуриной «Использование компьютера на уроках технологии в начальной школе» (2007) эффективны для направленного развития познавательных свойств, элементов зрительно-пространственного мышления дошкольников.