Раушания Хизбуллина
Развитие познавательных интересов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Изо дня в день, давая детям все новые и новые знания, необходимо учитывать, что детей необходимо знакомить лишь с достаточно простыми зависимостями, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей, а именно:
Наглядно–действенное – в младшем возрасте; наглядно-образное – в среднем возрасте; абстрактно-логическое – в старшем.
Публикация «Развитие познавательных интересов у дошкольников» размещена в разделах
Разрабатывая методы формирования познавательных интересов у дошкольников, нужно особое внимание уделять созданию специальных условий и ситуаций, в которых дети в полной мере начинают ощущать радость первых открытий, радость самостоятельного добывания новых знаний. Эмоциональное состояние ребенка в процессе познавательной деятельности позволяет формировать прочные познавательные навыки. Но необходимо знать особенности психологического развития каждого ребенка :
- не стоит навязывать себя ребенку;
- отрицательная оценка вредит благополучию ребенка;
- при возникновении трудностей в одном, всегда можно переключить ребенка на что-то другое;
- насильственные методы приводят к нежелательным формам поведения;
- отрицательные эмоции вызывают ответные чувства и, наоборот;
- не следует сравнивать ребенка с кем-то;
- ребенок должен быть окружен симпатией и вниманием.
Основной формой работы, конечно же, являются занятия, где учитывая особенности возраста детей использую больше игровых приемов, спортивных моментов, дидактических игр и др. Необходимым условием являются использование яркого, красочного, эстетично-оформленного материала. Но только систематическое участие детей в решении умственных задач стимулируют познавательные интересы детей.
Хотя, невозможно рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многих и разных объектов и явлений, но заложить доброе отношение к миру, потребность в познании мы – взрослые, обязаны.
Познавательное отношение к миру у ребенка я формирую во время:
1) Наблюдений за интересующими объектами, событиями, явлениями.
2) «Экспериментирование и исследование» детьми свойств и качеств предметов.
Например, на занятие «Об электричестве, ребятки узнали, что в батарейках «живет» неопасное электричество.
Что волосы тоже электролизуются, и если воздушный шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой потерли мы увидим, что шарик висит на стене без ниточек. Все это электричество!
И это только один из самых интересных исследований, которое вызывает радость, успех в глазах детей, их отдачу!
3) Во время прогулок, в разное время года.
Например, дети узнают, что из сухого песка ничего не строится, нужно полить песок водой и т. п.
4) В дидактических играх.
Например, детям очень нравится игра «Угадай-ка!».
Цель: классификация предметов. Дети выясняют: что это? для чего он нужен? что есть у этого предмета? и т. д. Тут же возникают вопросы: для чего нужна? когда и как пользуемся ею? и т. д.
Только плановая работа и связь между деятельностью детей дает свой положительный результат. И так в повседневной жизни, в играх, на занятиях, наблюдениях, экскурсиях, исследованиях, стараюсь, чтобы мои ребятишки познали больше и наполнили свои знания информацией о предметах, явлениях, событиях окружающего мира.
Также в свою работу включаю ознакомление с бытом и культурой татарского, башкирского и русского народа, которые способствуют возникновению любви, уважения к своей стране, республике, народу. Например, в одном из занятий «Как хорошо, что весна к нам пришла» познакомила детей со старинным русским праздником «Вербное воскресение».
В конце хочу добавить, для того, чтобы познавательная деятельность ребенка развивалась полноценно, его представления об окружающем мире расширились и углублялись, а отношение к миру становились бережным и созидательным, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые, которые хорошо осведомлены об особенностях и возможностях детей: обладать широким кругозором, быть требовательными к своим поступкам, манерам, речи.
В. А. Сухамлинский дал очень мудрый совет: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвращаться к тому, что он узнал».
Хизбуллина Р. М.
МАДОУ д/с №4 «Колосок»
с. Верхние Киги
Республики Башкортостан