Надежда Викторовна Картунова
Экспериментальное исследование развития познавательных процессов процессов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 Технология проведения исследования уровней познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Экспериментальное исследование развития познавательных процессов процессов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Целью исследования является изучение игры как средства влияния на развитие познавательных процессов. Для достижения поставленной цели мы выделим в нашем исследовании следующие этапы :
I этап. Проведение констатирующего этапа эксперимента по изучению особенностей развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. В него вошли методики: «Чего не хватает на рисунках?» - диагностика восприятия у дошкольников; «Проставь значки» - диагностика внимания; «10 слов» - диагностика особенностей словесно-логической памяти; методика «Запомни картинки» - диагностика особенностей зрительной памяти у детей; методика «Четвертый лишний» - диагностика особенностей мышления; «Дорисовывание фигур» - диагностика.
Вышеперечисленные методики наиболее всего подходят для данного этапа, так как они ярко показывают особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
II этап. Проведение формирующего этапа эксперимента, заключающегося в разработке и проведении комплексных игровых занятий, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
III этап. Проведение контрольного этапа эксперимента, определение эффективности использования комплекса игровых занятий по развитию познавательных процессов в контрольной и экспериментальной группах. В повторной диагностике использовались методики констатирующего этапа эксперимента.
Согласно построенной нами модели исследования был сформирован специально подобранный комплекс методик для изучения уровня познавательных процессов у дошкольников. Рассмотрим данные методики более подробно.
Для изучения развития восприятия ними использовалась методика «Чего не хватает на этих рисунках?».
Цель данной методики: изучение уровня восприятия у детей.
Материал: 7 рисунков, на каждом отсутствует существенная деталь, секундомер.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе рисунки, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного. Посмотри на них и постарайся как можно быстрее сказать, чего не хватает».
С помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Также учитывается количество ошибок.
Оценка результатов:
Оценивается результат по количеству затраченного на выполнение задания времени и по количеству допущенных ошибок.
10 баллов (высокий уровень) – меньше, чем 25 секунд;
8-9 баллов (выше среднего) – от 26 до 30 секунд;
6-7 баллов (средний уровень) – от 31 до 35 секунд;
4-5 баллов (средний уровень) – от 36 до 40 секунд;
2-3 Балла (ниже среднего) – от 41 до 45 секунд;
0-1 балл (низкий уровень) – больше чем 45 секунд.
Высокий уровень – выполнено 7 заданий;
Выше среднего – выполнено 6 заданий;
Средний уровень – выполнено 5 заданий;
Ниже среднего – выполнено 4-3 задания;
Низкий уровень – выполнено 1-2 задания.
Для диагностики внимания использовалась методика «Проставь значки» Пьерона-Рузера.
Цель данной методики: изучение основных характеристик внимания (устойчивости, способности к произвольному переключению и распределению).
Материал: лист бумаги с геометрическими фигурами (10 рядов по 10 фигур в каждом) и образцом их заполнения.
Инструкция: «Перед вами листок. На нем изображены разные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб. Посмотрите на них внимательно. Сейчас, как только я дам команду «Начали!», вы будете быстро просматривать все фигуры одну за другой, как будто читаете книгу, и ставить карандашом в каждой фигуре значок. Запомните, что в квадрате нужно поставить галочку, в треугольнике – черточку, в круге – крестик, в ромбе – точку. Если вы забудете, какой значок надо поставить в фигурку, то посмотрите на образец, нарисованный в верхней части вашего листочка. Как только я скажу: «Стоп!», вы должны будете положить карандаш». Время выполнения 2 минуты.
Оценка результатов: общий показатель переключения и распределения внимания ребенка определяется по формуле:
S = 1,5 N – 2,8n
120
Где S – показатель переключения и распределения внимания; N – число фигур, просмотренных и помеченных; n – число ошибок (неправильно поставленные или пропущенные знаки). Полученный количественный результат переводится в баллы – от 0 до 10.
10 баллов – больше 1,00;
8-9 баллов – от 0,75 до 1,00;
6-7 баллов – от 0,50 до 0,75;
4-5 баллов – от 0,25 до 0,50;
0-3 балла – от 0,00 до 0,25.
Для изучения уровня развития запоминания словесного материала нами использовалась методика «10 слов» под редакцией Ильиной М. Н.
Цель данной методики: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
Материал: набор 10 слов.
Инструкция: «Я прочитаю тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить». Слова предъявляются однократно, в медленном темпе, отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. Фиксируется число правильно воспроизводимых слов.
Слова: дом, солнце, ворона, часы, карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка.
Оценка результатов: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется 1 балл. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко).
10-9 баллов – высокий уровень;
8-7 баллов – выше среднего;
6-5 баллов – средний уровень;
4-3 балла – ниже среднего;
2 и менее – низкий.
Для изучения уровня развития запоминания зрительно материала нами использовалась методика «Запомни картинки» под редакцией Ильиной М. Н.
Цель данной методики: изучение кратковременной зрительной памяти.
Материал: 10 картинок с изображением предметов.
Инструкция: Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми 10 картинками, картинки убираются.
Попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите ребенку те картинки, которые он забыл.
Оценка результатов:
8 – 5 картинок – низкий уровень
6 – 7 картинок – средний уровень
8-10 картинок – высокий уровень
Для диагностики мышления применялась методика «Четвертый лишний» под редакцией Ильиной М. Н., Усановой О. Н.
Цель данной методики: изучение образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы.
Инструкция: «На каждом из этих картинок один из четырех предметов лишний. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов: ребенок решил поставленную перед ним задачу, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними, за время:
10 баллов – меньше, чем 1 мин. ;
8-9 баллов – от 1 до 1,5 мин. ;
6-7 баллов – от 1,5 до 2 мин. ;
4-5 баллов – от 2 до 2,5 мин. ;
2-3 балла – от 2,5 до 3 мин. ;
0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Для диагностики воображения применялась методика «Дорисовывание фигур» под редакцией Дьяченко О. М.
Цель данной методики: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Материал: карандаш, бумага для рисования, комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего 10 карточек.
Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Затем ребенку последовательно (по одной) предъявляются карточки с фигурками. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» - и фиксируют ответ.
Оценка результатов:
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор) : число неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым ребенком обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания.
Таким образом, Кор равен числу рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) ни у самого ребенка, ни у кого из детей группы.
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Приложения к методикам представлены в приложении 1.
Следует отметить, что применяемые методики в исследовании проводились индивидуально с каждым ребенком, в удобной для них обстановке, без отвлекающих раздражителей. Методики проводились в разное время в течение двух недель, для того чтобы не переутомить детей и не надоесть однообразной деятельностью.
Таким образом, диагностический инструментарий подобран в соответствии возрастных особенностей детей и охватывает весь спектр изучения психических состояний.