Екатерина Грачева
Развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста посредством опытов и экспериментов.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста посредством опытов и экспериментов.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Современные дети живут в эпоху активной информатизации. Информация детям подаётся фактически в готовом виде. В таком случае теряется возможность ребёнку самому подумать, поразмышлять самостоятельно о тех или иных явлениях, сделать самому какие-либо выводы, умозаключения, выявить связь между какими-либо явлениями природы. Экспериментирование в первую очередь способствует формированию умения ребёнком добывать знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
Публикация «Развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста посредством опытов и экспериментов,» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Экспериментирование принимает участие во всех видах детской деятельности : приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различным явлениям живой и неживой природы. Опыты, проводимые совместно с детьми, помогают развивать мышление, логику творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Элементарные опыты и эксперименты помогают приобрести ребёнку новые знания о том или ином предмете. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
У детей старшего дошкольного возраста очень пытливый ум, и они очень любознательны. В летний период дети совместно с воспитателем проводили интересные опыты с солнцем. Они научились добывать огонь, выпаривать соль, поиграли с солнечным «зайчиком» и подружились с собственной тенью.
Опыт №1. «Куда делась вода?»
Цель: Способствовать формированию знаний детей об испарении воды под воздействием солнечных лучей.
Материал для опыта : спортивная бутылка с водой.
Ход опыта:
Дети рисуют с помощью бутылки различные рисунки водой, оставляют на асфальте большую и маленькую лужицу. Спустя некоторое время дети проверяют, остались ли рисунки на асфальте? Какая лужица испарилась быстрее – большая или маленькая? И почему?
Опыт №2. «Солнечные «зайчики».
Цель опыта : Содействовать пониманию детей об отражении солнечного луча.
Материал для опыта : зеркало, фольга, блестящие обёртки от конфет.
Ход опыта:
Дети рассказывают стихотворения, загадывают загадки о солнечном «зайчике», обсуждают, когда он получается и почему так называется. Взрослый показывает, как с помощью зеркала появляется солнечный «зайчик» (зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света). То же самое дети пробуют проделать с фантиком от конфет и фольгой. Получается ли солнечный «зайчик»? Почему он так называется?
Опыт №3. «Сухо-мокро».
Цель опыта : Способствовать пониманию детей того, что влага быстрее испаряется на солнце, чем в тени.
Материал для опыта : два мокрых платочка, тазик с водой.
Ход опыта:
Дети сами «стирают» два платочка у кукол. Один платочек они вешают на солнечную сторону, другой платочек вешают на ветку в тень дерева. Куклы тоже собрались на прогулку, но так как на улице жарко, то им нужно на голову надеть платочки. Дети идут проверять, высохли ли платочки. Какой из них сухой? Какой влажный? Почему? Какой платочек высох быстрее? Почему?
Опыт №4. «На пляже».
Цель опыта : Способствовать пониманию детей того, что предметы тёмного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета – отражают его.
Материал для опыта : человечки, вырезанные из цветной бумаги разных цветов, в том числе белого и чёрного.
Ход опыта:
Дети раскладывают человечков из цветной бумаги на столе – загорать на солнышке. Спустя некоторое время дети наощупь определяют, какие человечки загорели лучше всех. Какие самые тёплые? Почему? Этот же опыт можно провести и с одеждой детей.
Опыт №5. «Добываем соль».
Цель опыта : Содействовать формированию знаний детей о кристаллизации соли с помощью воды и солнечных лучей.
Материал для опыта : еловая веточка, тазик с водой, соль.
Ход опыта:
Дети превращаются в пиратов и идут добывать «морскую» соль. Для этого нужно в тазик с водой добавить большое количество соли, затем туда опустить еловую веточку. Тазик со всем содержимым оставить на солнышке. После того, как вода испарится, на еловой веточке останутся кристаллики соли.
Опыт №6. «Добываем огонь».
Цель опыта : Содействовать формированию знаний детей о добывании огня с помощью лупы и солнечных лучей.
Материал для опыта : лупа, белый лист бумаги.
Ход опыта:
Дети превращаются в первобытных людей, которым нужно добыть огонь, чтобы приготовить вкусный обед. Для этого дети берут в руки лупу, фокусируют солнечные лучи так, что они на листе образуют маленькое коричневое пятнышко. Совсем скоро листик задымится.
Опыт №7. «Тень».
Цель опыта : объяснить детям, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета.
Ход опыта:
Дети рассматривают образование тени на улице: днём – от солнца, вечером - от фонарей, утром – от различных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света); что такое тень? (это тёмное пятно); когда образуется тень? (когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет). Далее дети выясняют:
-чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днём и фонарь вечером);
- по мере удаления от источника света тень удлиняется;
- черты тени и предмета схожи.
Предложить детям поиграть в театр теней – изображать с помощью рук разные фигуры.
Опыт №8. «Портрет».
Цель опыта : Содействовать формированию знаний детей об образовании тени, развитию творческих способностей детей.
Материал для опыта : мел.
Ход опыта:
Обвести тень от ребёнка мелом на асфальте, а затем предложить ребёнку дорисовать на обведённом силуэте лицо, волосы одежду. Автопортрет готов.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям и далее ставят такие же или более сложные опыты дома, учатся ставить новые задачи и решать их.