Светлана Соколова
Консультация для родителей «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.
В процессе познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
В младшем дошкольном возрасте познавательная, исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В младшей группе дети пониманию такие природные явления, как дождь, снег. Можно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом, понаблюдать дождь за окном (как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах).
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обращать внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Рассмотреть с детьми снежинки на рукавичках, обратить внимание что они бывают разного узора. Предложить поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть что случилось? Почему исчезла снежинка?
Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду.
В процессе работы, используя проведение опытов у детей можно сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи.
Исследуя объекты неживой природы (песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр.) можно провести опыты «Тонет – не тонет»; предложили слепить фигурку из мокрого и сухого песка; рассмотреть песок через лупу, обнаружить, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, нужно создать определённую развивающую среду.
У детей обогащается словарный запас, происходит интенсивное накопление знаний и умений об окружающем мире, дети начинают логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, развивая их познавательную активность.