Лариса Шлыкова
Развитие речи дошкольника через разные виды музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи дошкольника через разные виды музыкальной деятельности»
Подготовила: музыкальный руководитель : Шлыкова Л. В.
Публикация «Развитие речи дошкольника через разные виды музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение - это тексты, которые требуют определенного прочтения. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.
. Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь неразделимы.
Знакомя детей с песнями, музыкальными сценками, мини-спектаклями, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т. д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:
развитие словаря;
обучение рассказыванию и чтению стихов;
формирование диалогической речи;
ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и белорусской);
воспитание культуры речевого общения;
развитие дыхания.
Наша задача — учить детей говорить на литературном языке.
И как светофор регулирует уличное движение, так и нормы литературного языка регулируют нашу речь — дают зелёный свет образцовым словам и формам, а красным светом перекрывают дорогу отклонениям от нормы. Приведённый пример доступен для понимания даже детям.
Так, необходимость строго следовать нормам литературного языка заставляет нас обратить внимание на вопрос: «Правильно ли мы говорим?». А как говорим мы, так говорят и наши воспитанники.
Лети разные по своему характеру, темпераменту, развитию, воспитанию. Одни замкнутые, другие застенчивые, неуверенные в себе, «молчуны», с трудом идущие на контакт, а есть и просто равнодушные, безразличные. Мы стараемся «снять» с их лиц неуверенность, сосредоточенность, тревогу, мимическую скованность, постоянно активизируем их внимание, пытаемся увлечь, заинтересовать.
Есть дети чрезмерно активные. Их речь быстрая, нечёткая, дыхание без пауз, говорящие как бы «взахлёб». Часто, не дослушав музыку до конца, выкрикивают ответ (не всегда правильный) или перебивают товарища. У таких детей не сформирована культура речевого общения, разговорная (диалогическая) речь, отсутствует умение строить фразы.
Проводя с детьми музыкальные занятия, мы берём в поле зрения не столько их голос, который начинает лишь оформляться, сколько их речь, музыкальный слух, музыкальную память и внимание.
Сначала анализируем все положительные и отрицательные стороны артикуляционных навыков ребёнка и в зависимости от них строим дальнейший план занятий. У старших дошкольников в большинстве случаев механизмы речи ещё не закреплены в той мере, в какой это требует 2 сигнальная система, а нередко даже закреплены неправильно, что обязывает нас обращать внимание на культуру речи ребёнка и стараться проводить с ним небольшие беседы, приучающие не только к хорошему произношению слов, но и к правильному построению речи. Такие беседы соответствуют предлагаемой на занятии теме.
Приведу примеры. Перед прослушиванием в средней группе пьесы Д. Б. Кабалевского «Клоуны» спрашиваем: «Кто из вас был в цирке? Кто вас там смешил? Как? Что больше всего понравилось? Почему?». Завязывается доверительная беседа. Все дети хотят поделиться впечатлениями о посещении цирка, в беседе принимают участие даже самые застенчивые. И здесь в беседу вступают даже «молчуны». В дальнейшем все с удовольствием слушают новую песню и активно включаются в процесс разучивания.
Такие диалоги и коллективные беседы дают материал для скорейшего ознакомления как с положительными и отрицательными речевыми данными ребёнка, так и с культурой и подвижностью речи на этом этапе его развития. Обнаруженные у детей недостатки — дефективные согласные, нечёткие гласные, искажение окончаний слов, крикливость, открытость звучания, слабая музыкальная память, робость, излишняя подвижность, свидетельствующая о повышенной возбудимости ребёнка — берутся под наблюдение и устраняются.
Пение — основной и самый трудный вид музыкальной деятельности. Ребёнок, независимо от того есть у него музыкальные данные или нет сразу на занятии поёт песню.
Пусть она будет спета плохо или даже фальшиво, ребёнок всё равно получает от этого удовольствие. Мы скорее имеем возможность разобраться в музыкальных данных ребёнка и делаем для себя полезные и необходимые выводы, используя их для дальнейшей работы.
Ввиду того, что дети скорее запоминают музыку в сопровождении слова, мы во всех возрастных группах начинаем разучивание песни сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение для умения вызывать у себя кроющиеся за словом представления. В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.
На первый план здесь выходит пример взрослого: координация движений речевых органов — губ, языка, голосовых связок, владение правильным дыханием, чёткой дикцией.
Смазанное, неясное пение — это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего недостаточно открывается рот и нерасчленённо звучат гласные. Чёткое же произношение слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от произношения согласных звуков.
В начале года вспоминаем то, что учили в прошлом году. Детям нравится узнавать знакомые произведения и исполнять их. Даже самые застенчивые активно включаются в этот процесс.
По каким признакам мы выбираем песни? Что главное при их разучивании? Ответы на эти вопросы приведём тезисно.
Критериями при отборе песен и определении последовательности работы с ними служат особенности поэтического текста и музыки.
Текст песен должен быть рифмованным и ритмичным. Дети лучше и быстрее запоминают такие стихи.
Необходимо, чтобы дети понимали содержание стиха.
Они различают и в первую очередь усваивают те слова, которые соотносятся с имеющимися в их памяти образцами и представлениями. Мы стараемся добиваться осмысленного запоминания, а не механического. Если речь идёт о «сюжетном» стихотворении, дети воспроизводят его сначала посредством действий и слов логического порядка (причина — следствие). Они могут также инсценировать его содержание. Например: спектакль «Веснушка ищет весну»
Веснушка.
Ёжик, ты куда бежишь?
Почему ты так дрожишь?
Ёжик
— Здравствуй, милая Веснушка!
У меня замёрзли ушки.
Видно, зря проснулся я,
Думал, что весна пришла.
После такой работы наступает этап усвоения, когда для точного воспроизведения стихотворного текста уже не нужны внешние действия.
Учим ребёнка не только воспринимать музыку, но и аккумулировать полученные впечатления, правильно воспроизводить мелодию песни, солировать и петь в хоре. При повторении песен «оттачиваем» их слова и выразительность исполнения.
Во время разучивания песен постоянно используем дидактические игры.
Чередуем индивидуальное (одиночное) чтение (проговаривание) куплетов с хоровым.
Начиная с младшего возраста мы на каждом занятии стараемся активизировать у детей речевую деятельность, опираясь всегда на игровые мотивы. Здесь на первый план ставим диалог малыша со взрослым, установление между ними контакта, доверительных отношений. Первая игра всегда «Кто у нас хороший?», (сл. и муз. С. Галкиной). Она строится на вопросе музыкального руководителя и ответе ребёнка. Протягивая руки любому ребёнку, он спрашивает:
Кто, кто у нас, кто у нас хороший?
Кто, кто, кто у нас, кто у нас пригожий?
В ответ ребёнок звонко, чётко называет своё имя. Игра активизирует речь у всех без исключения: стеснительных, молчаливых, смелых, уверенных…
Игра «Всё делаем сами» С. Галкиной (первая младшая группа) — второй шаг в освоении речи. Снова диалог музыкального руководителя с каждым ребёнком индивидуально.
Постоянно стимулируем желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию знакомых песен, сказок, потешек.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала:
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
Во время пения учим детей протягивать ударные слоги в словах «ладушки», «оладушки», «поливала», «давала», «Даше», «Паше», «Ване», «Тане» акцентируя внимание на правильное произношение гласных в пропевании имён. Песню осваиваем в игре.
Цели стимуляции музыкой могут быть различными:
1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.
2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.
3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым
. При помощи совместного пения и музыкальных игр специалисты стимулируют и активную речь ребенка. При этом непроизвольный характер занятия и заинтересованная включенность в процесс пения всех его участников позволяет снизить контроль за речью, не позволяющий начать говорить многим детям, которые понимают, что у них это не получается. Так, именно на музыкальных занятиях дети начинают петь или проговаривать простые слова любимой песни, и с этого момента на занятиях логопеда появляется возможность работать с ребенком на новом уровне. Также во время пения ведется работа по развитию речевого и певческого дыхания, развитию голоса, интонации
Нетрадиционная методика развития речи ребенка
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т. д.