Токмачева Нина
Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами инженерно — технического творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Инженерно - техническое творчество это интересная область детской увлеченности. Велик и разнообразен мир техники. Детское творчество формируется в процессе ее познания. Конструирование и моделирование развивают технические способности, мышление и формируют познавательную активность, присущей детям дошкольного возраста, который выражается в желании, выяснить ее внутреннее содержание, как она действует. Однако они проявляют интерес к созиданию. С игровыми конструкторами дети играют охотно, сочетая и варьируя их в разных комбинациях и с различным материалом для обыгрывания.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами инженерно — технического творчества» размещена в разделах
Инженерно-техническое образование, объединяя элементы игры,
строится на интегрированных принципах. Эффективной инновационной технологией детского творчества является техническое конструирование и робототехника. Конструктивная деятельность направлена на получение задуманного предмета, отвечает интересам дошкольника, развивает конструктивное творчество, фантазию, формирует задатки логического мышления, как основу инженерно-технических профессий. Природные задатки, особенно быстро совершенствуются и реализуются посредством конструирования, когда ребёнок способен исследовать, проявлять инициативу и сообразительность, развивать инженерно – технические способности, строить и читать схемы. Анализируя взаимодействие с воспитанниками, мы сделали вывод, что систематическая и планомерная работа по конструктивной деятельности влияет на формирование у детей инициативы, мышления, инженерно-технического творчества, художественного восприятия, навыков самооценки и умение планировать свои действия.
ФГОС ориентирован на развивающие функции образования, на формирование личности дошкольника, его индивидуальные особенности, познавательные интересы. Не случайно робототехника и конструирование рассматривают как ведущую деятельность. Технологии образовательной робототехники и конструирования объединяют экспериментирование с элементами игры, активизируют мыслительно-речевую деятельность детей, раскрывает таланты и индивидуальные способности.
Механизация современного мира, расширение научно-технического прогресса, применение роботов в инновационных технологиях обеспечивают инженеры и конструкторы. «За детьми – будущее». Каждый ребенок является потенциальным изобретателем, поэтому мы педагоги должны способствовать умению добывать и оперировать знаниями, самим самостоятельно и творчески проводить исследования. Объединяя элементы экспериментирования и игры, инженерно-техническое развитие строится на интегрированных принципах.
Развивающее обучение стимулирует познавательную деятельность дошкольников, воспитывает социальную активность, развивает самостоятельность, целеустремленность. Техническое творчество детей, организованное правильно, позволяет удовлетворить детскую любознательность и ориентировать их в практической полезной деятельности. Основа интеллекта человека закладывается в его первые годы жизни, когда происходит становление абстракции, обобщение умозаключений, формирование логических форм мышления, развитие внимания, воображения, памяти, так необходимых для инженерно-технических профессий.
Основным методом организации технического творчества является создание проблемных ситуаций, в процессе реализации которых формируются конструкторская смекалка, техническое мышление, умение использовать навыки в конкретной проблемной ситуации.
Для поддержания интереса к конструктивной деятельности у детей мы используем следующие виды конструирования: конструирование из бумаги, кубиков и LEGO конструкторов - «Юный инженер», «Знаток», «Механик» и т. д, также с игровые задания плоскостного моделированию (из геометрических фигур- блоки Дьенеша, палочек Кюизенера,
На начальном этапе работали с плоскостным конструктором, и моделировали с плоскостными фигурами. Используя прием наложения фигур на схемы, дети легко запоминают, называют и различают названия геометрических фигур, классифицируют их по форме, цвету, находят интересные решения. Позднее изобретаем поделки простейшего оригами с элементами мозаики. Поделки обыгрываются. В результате этой деятельности развиваются как психические процессы, так и творческие - внимание, восприятие, логическое мышление.
Самостоятельная конструктивная деятельность, опирается на ту базу, которую ребенок получил в процессе ООД. Работа с кубиками представляет изготовление предмета не только по образцу, но и по схеме, по представлению. Дети исследовали образцы постройки, чтобы понять назначение каждой детали, способы соединения. Конструирование по образцу - главный обучающий этап, где решаются задачи, способствующие переходу к самостоятельной поисковой творческой деятельности. Переход к сложному этапу - конструированию по чертежам и схемам, это формирование у дошкольников знаний основ программирования в игровой форме, направленные на развитие алгоритмов.
В процессе использования этих методов, развиваем наглядное моделирование, комбинируем и соотносим цвет, размер, форму деталей. И, наконец, самостоятельное и творческое использование знаний и умений, позволяет конструировать по замыслу. Сооружая постройки, дошкольники учатся познавать основы графической грамоты, работать по чертежам, эскизам, придумывают и создают что-то новое, изобретают, экспериментируют, и обязательно, обыгрывают свои творения. Эта деятельность развивает его пространственное и математическое мышление, т. е. опирается на свои полученные представления, знания, что развивает его интеллектуальные способности.
Основы технического моделирования и конструирования старшие дошкольники осваивают с помощью таких видов конструктора, как LEGO, «Юный инженер», «Знаток», «Механик» и т. д. Это универсальный конструктор LEGO, который является многофункциональным и универсальным, поэтому его можно интегрировать в различные виды деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность способствует напрямую удовлетворить детскую любознательность и смоделировать модель, основанную на собственных наблюдениях, опытах, закономерностях. Без сомнения он формирует моторные навыки, стимулирует конструктивные способности.
Особенностью технического творчества детей является то, что процесс выполнения работы захватывает больше чем результат, несмотря на то, что это может быть и коллективная работа, выполненная
иногда не один день. Важна творческая деятельность и создание чего-то интересного, нового. Ценность модели, приемов, которым пользуются дети, является вторичным. Но душевный подъём, дети испытывают колоссальный, при этом педагог и детское сообщество выделяют самобытность и оригинальность творческой работы. Такая работа неразрывно связана с игрой, а иногда, между процессом игры и творчества нет границы. Творчество - обязательный элемент развития личности ребёнка, необходимый для саморазвития. Так как инженерно-техническое творчество, по мере взросления, может быть основной деятельностью ребёнка.
Таким образом, создавая условия в детском саду, мы организуем продуктивную творческую деятельность, развивая инженерно-техническое образование детей. Обеспечивая базис дошкольников в области создания конструкторских моделей, творческих идей, развиваем индивидуальные способности. Это и есть предпосылки инженерного мышления.