Папки-передвижки

Устное народное творчество как воспитательно-обучающее средство для развития речи детей дошкольного возраста

Анна Романенко
Устное народное творчество как воспитательно-обучающее средство для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Устное народное творчество, в частности его малые жанры, издавна использовались педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста. Многие исследователи фольклора (А. Н. Афанасьев, П. Г. Богатырев, В. Е. Гусев, Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин) считают, что существуют особые свойства языкового феномена, которые находят отражение в структурах, в языке фольклорных текстов. Малые фольклорные жанры, вызванные к жизни, по выражению Г. Е. Виноградова, «педагогическими потребностями народа», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живость и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).

Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям интеллектуального развития детей не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении. Как правило, значительное место уделяют фольклору в обучении детей звуковому строю речи, в развитии познавательных интересов, в процессе приобщения к художественной литературе. Между тем, возможности, заложенные в фольклоре могут быть использованы в обучении и воспитании дошкольников более широко, в частности способствовать повышению их общего образования.

В настоящее время, как указывают специалисты, математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей. Уровень этого развития определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Обучению этих математическим понятиям посвящен курс начальной математики в ДОУ.

Использование фольклора в учебно-воспитательном процессе основано на положениях таких педагогов как А. М. Леушина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К. Д. Ушинский и др. Включение фольклорных материалов, особенно детского фольклора в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, являлось также составной частью народной педагогики. Многие современные специалисты (Н. А. Арапова-Пискарева, Е. В. Колесникова, Е. В. Шаталова) считают, что использование такого приема как малые фольклорные формы в работе с дошкольниками способствует побуждению детей к приобретению новых знаний, обострению наблюдательности при закреплении материала, повышению интереса к математике.

Анализ теоретической, научной и учебно-методической литературы позволил выявить противоречия между востребованностью использования малых фольклорных жанров в обучении математике и отсутствием методических рекомендаций по их применению. Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность малых фольклорных жанров и особенностей использования в обучении дошкольников.

2. Разработать методику использования малых фольклорных жанров в обучении математике детей старшего дошкольного возраста.

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. В XX веке отечественные ученые педагоги стали основательно изучать народную педагогику. В исследованиях Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, К. Д. Ушинского и других авторов рассматривается роль народной педагогики в развитии человеческой культуры.

В последнее время народная педагогика является предметом подлинного научного исследования. Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества. Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Обращение к фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Фольклор – это «народное творчество» (7, 843); есть и более развернутое определение фольклора – «народное поэтическое творчество, устное словесное художественное творчество» (8, 420). Понятие «фольклор» имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про Курочку Рябу, Козу-дерезу, репку и пр.

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т. д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка.

Детский фольклор – это детское творчество, как правило, устное, представляющее собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора (6, 4).

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своеобразная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра – элемент, психологически необходимый для детей. Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).

Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

Колыбельные песни – часть материнского фольклора, в которых выражается нежность и любовь к ребенку (4, 6). Они имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Свое название получили от слова «пестовать» - няньчить, холить, ходить за кем-нибудь (4, 117.). Пестушка забавляется ритмом, изменяя его: «Большие ноги шли по дороге. топ-топ-топ, топ-топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ».

Прибаутки – забавные и шутливые песенки, которые своей необычностью веселят детей (9, 4). Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться: «Где это видано, где это слыхано, чтоб курочка бычка родила. Поросенок яичко снес…» и т. д.

Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) (9, 4). Как правило, это игры с элементами сюжета: «ладушки, ладушки…», «идет коза рогатая…». В них появляются перечисления, диалоги.

Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить (4, 130). Прибаутки - песенки или стишки, призваны увлекать ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого… Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д. (4, 117)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм (9, 4). Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая, с архаичной верой число и с условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.

Заклички и приговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу (9, 4). Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву: «Дождик, дождик, пуще! Я вынесу гущи, хлеба краюшку, пирога горбушку» (4, 119).

Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый и пр.

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным. Они произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания (9,4). Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

Скороговорки и частоговорки – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи (9, 4).

Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-нибудь предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» (3, 5). По определению В. И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное в форме обычно вопроса» (3, 5). Фольклорист В. П. Анисимов определяет загадку как «мудреный вопрос, поднятый в форме замысловатого, краткого ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления» (3, 6). По определению Аристотеля, загадка – хорошо сформулированная метафора (5, 105). В русском фольклора самый распространенный тип загадок – метафорический. В таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Очень часто, если предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его – комар, например, превращается в царя птиц: «Летела птица орел, села на престол…» (5, 119).

Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от «взрослой» загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом изучения. Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы – мудрое народное суждение, обладающее иносказательным смыслом. Пословицы в чем-то похожи на афоризмы - мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Но пословица отличается от афоризма тем, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения. Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение (5, 119). Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел (5, 120). До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т. н. «настоящего» русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.

Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка», и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевные сил. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Мы видим, что фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Кроме того, образность, метафоричность, логическая точность

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Устное народное творчество как воспитательно-обучающее средство для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 17:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество как воспитательно-обучающее средство для развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Романенко (УИ 366382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД