Шокина Антонина Владимировна
Развитие познавательного интереса в игровой деятельности дошкольника
Дошкольный возраст время активного познание окружающего мира. Это время «почемучек». Ребенку интересно все в этом мире : Почему желтеют листья? Почему медведь спит зимой? Почему птицы летают? и т. д. Задавая вопросы, ребенок познает мир, стремится к получению новых знаний, любознательность сведений, проявляется у ребенка пытливость мысли. Нет ни одной области действительности, которой бы не интересовался ребенок. Пик познавательных вопросов приходит на возраст 4-5 лет. В более старшем возрасте количество познавательных вопросов уменьшается, а, следовательно, уменьшается и познавательный интерес. Многие психологи считают, что это связано с тем, что взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их познавательных вопросов. В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает показывать свою неосведомленность и ребенок замыкается, и так постепенно угасает интерес к познанию. Для того чтобы интерес не погас, взрослые должны отвечать на детские вопросы, поощрять их любознательность.
Публикация «Развитие познавательного интереса в игровой деятельности дошкольника» размещена в разделах
Развитие познавательного интереса возможно лишь в результате многократного повторения определенной деятельности, но это повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением – как организуемым со стороны, так и образующийся во внутренней сфере личности в зависимости от создания успеха. От удовлетворения потребностей в признании и оценке. Одним из таких видов деятельности является дидактическая игра, которая подталкивает ребенка к новым вопросам, к новым знаниям и где он чувствует себя свободно.
В игре развиваются все стороны личности ребенка: чувства и воля, воображение и мышление, память и любознательность. Дети отражают то, что уже знакомо, познают неизведанное. Это наиболее привлекательное занятие, в которое ребенок вкладывает все, о чем мечтает. Поэтому игра дает богатые возможности для развития разнообразных интересов.
В таких играх развитие ребенка не сводится к пассивной ассимиляции готовых знаний и умений, а предлагает активное воссоздание детской личностью усваиваемых общественных способов преобразования действительности, нравственных и эстетических ценностей в процессе ее деятельности, приобретающей при определенных условиях самодельный характер.
«…Игра, - писал В. А Сухомлинский, - это огромное духовное и светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…»