елена нестерова
Консультация «Развитие познавательного интереса у детей младшегого возраста средствами детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное тематическое планирование работы по теме
«Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста средствами детского экспериментирования».
Составитель: Нестерова Елена Владимировна
С. Бархатово 2017г.
Перспективное тематическое планирование работы по теме
«Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста средствами детского экспериментирования».
Публикация «Консультация „Развитие познавательного интереса у детей младшегого возраста средствами детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования познавательной активности детей в процессе элементарного экспериментирования.
ЗАДАЧИ:
-формировать у детей начальные умения наблюдать, сопоставлять факты и делать выводы о свойствах и качествах исследуемых объектов;
-развивать у детей собственный познавательный опыт, память, внимание, мышление, воображение, речь;
-воспитывать стремление активно участвовать в деятельности, прививать умение работать в группе детей.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ
Тема: «Живое и неживое» Оборудование Приемы
1.«Что нас окружает?»
Цель: познакомить детей с тем, что объекты бывают живые и неживые и с их признаками. 1.»Чудесный мешочек»
2 карточки с условными символами: «рукотворный мир» – человек и «природный мир» – дерево).
3. муляжи фруктов и овощей
4 игрушка самолет, машина, посуда и т. д. 1. сказка «Ехал дедушка с базара»
2. разговор на тему: «что сделал человек?», «что сделала природа?»
3. игра -сортировщик
2. «Живое или неживое?»
Цель: учить детей различать живые и неживые объекты. 1. Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш, предметов одежды (пальто, платье, рубашка, юбка, шуба,
2. один большой конверт;
3. два маленьких конверта с условными символами: «рукотворный мир» – человек и «природный мир» – дерево). 1. игровая ситуация «картинки смешались»
2. игра «Исправь мою ошибку»
ОКТЯБРЬ
Тема: «Плоды и семена» Оборудование Приемы
1.«Что нам осень подарила?»
Цель: учить детей различать овощи от фруктов по способу выращивания 1. Комплек обучающих карточек «Овощи и фрукты»
2. кусочки яблока, апельсина, огурца, и т. д.
3. паззлы, магнитные карточки
1.«Что растет на грядке, расскажем по порядку»-берем карточку, рассказываем, что на ней изображено
2. «как растут фрукты»-разговор, рассматривание иллюстраций
3. «Угадай на вкус» с закрытыми глазами пробуем и угадываем.
2. «Плоды и семена»
Цель: формировать знания о том, что из плодов и семян вырастают новые растения 1. плоды яблока и томата
2. семена свеклы, укропа
3. настольная игра-паззл «Плоды и семена» 1. рассматриваем плоды и семена растений
2. посев семян укропа
НОЯБРЬ
Тема: «Вода и ее свойства» Оборудование Приемы
1.«Где живет вода?»
Цель: формировать и закреплять понимание того, что вода-это жидкость; бывает холодной, горячей и теплой. 1. Вода, стаканчики разных размеров, ложки
2. небольшой таз, кусочек ткани, салфетка бумажная
3. вода комнатной температуры, кипяток и кусочки льда
1. переливать воду с помощью ложки, стаканчиков
2. положить салфетку на поверхность воды, понаблюдать, как вода ее смачивает
3. вытереть разлитую воду кусочком ткани
4. эксперимент «Как получить теплую воду?» пощупать воду в трех емкостях, сравнить, где вода теплая, холодная и горячая. Смешать холодную и горячую воду.
2. «Вода – помощница»
Цель: развивать понимание ценности и значимости воды в жизни человека;
1. пупс, ванночка, губка
2. набор кукольной посуды
3. набор игрушечных овощей и фруктов
4. мыло, кукольная одежда 1. игра «кукла купается»,
2. игра «моем чисто»
3. игра «приготовим ужин»
4. игра «постирушки»
ДЕКАБРЬ
Тема: «Снег и его свойства» Оборудование Приемы
1.«Что за чудо - снег?»
Цель: познакомить детей со свойствами и качествами снега – холодный, белый, пушистый, бывает липкий и рассыпчатый, превращается в воду. 1. фигурка Снегурочки из снега 1.«снежинки-пушинки» (зачерпываем и подкидываем снег, дуем на снежинки)
2. «липучки-рассыпучки» (в морозную погоду попробовать слепить колобок, занести снег в группу, и попробовать слепить еще раз)
3. игровая ситуация «Куда делась Снегурочка?» оставить Снегурочку в комнате на время сончаса и посмотреть на результат.
2. «Зачем снег?»
Цель: формировать знания о том, какую функцию в природе выполняет снег. 1. Сказка «Морозко»
2. иллюстрации «Кто как зимует»
3. кусочек синтепона, емкость с землей 1. С помощью синтепона продемонстрировать, как снег становится одеялом
2. разговор «зачем зайка шубку меняет?»
ЯНВАРЬ
Тема: «Песок» Оборудование Приемы
1.«Зачем человеку песок?»
Цель: продолжать формировать знания о свойствах сухого песка. 1. емкость с сухим песком
2. лупа
3. лейка с водой
1. опыт «Сжимаем, рассыпаем»
2. рассматриваем песчинки через лупу 3. опыт «куда делась вода?»
4. игра «на что похоже?»-рисование сухим песком
2. «Песочные чудеса»
Цель: продолжать формировать знания о свойствах влажного песка. 1. емкость с влажным песком
2. формочки
3. силиконовая скалка 1. опыт «как высыхает песок»
2. игра «необычные следы»
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Песок» Оборудование Приемы
1.«Дуршлаг и сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения камушков от песка с помощью дуршлага и сита. 1. дуршлаг, сито
2. песок с крупными и мелкими камушками
3. силиконовая скалка-трафарет 1. пробуем оставить узор на песке с камнями
2. опыт «сеем, сеем, просеваем» просеиваем песок сначала через дуршлаг, а потом через сито
2. «Песочная сказка»
Цель: показать детям способ окрашивания песка цветным мелом, упражнять в рисовании песком по трафарету. 1. цветной мел, натертый на терке
2. песок
3. бумажные трафареты
1. рассматриваем, выбираем и пробуем сыпать цветной песок
2. заполняем трафарет цветным песком, поднимаем и любуемся результатом
МАРТ
Тема: «Звук» Оборудование Приемы
1.«Разные звуки»
Цель: развивать слуховое восприятие- учить детей различать и самим создавать разные звуки 1. колокольчик, резиновая пищалка, бумага, погремушка
2. стаканы с водой на 1/3, и полный, карандаш
3. песок, камушки, стаканчики от йогурта
1. игра «Что звучит?» слушать, какой звук издают разные предметы
2. эксперимент «Звенящая вода»-соотнести количество воды и издаваемый звук
3. эксперимент «Громко-тихо»-насыпать камушки, песок в стаканчики и послушать, что звучит громче, что тише.
2. «Как появляется песенка»
Цель: формировать умение различать музыкальные и хаотические звуки, показать что звук бывает громкий и тихий, длинный и короткий. 1. емкость с водой, резиновая игрушка, пустая бутылочка
2. барабан, бубен, металлофон
1.«бульки» - погружать емкости в воду и издавать звуки
2. игра «Повтори» проиграть на муз инструментах рисунок песенки чередуя громкость звука
АПРЕЛЬ
Тема: «Свет и тень» Оборудование Приемы
1.«Светло и темно»
Цель: закрепить у детей понятия «светло» «темно»; расширять представления детей об источниках света. 1. волшебная коробочка, игрушка
2. свеча, настольная лампа, фонарик.
3. иллюстрации солнца и луны. 1. игровой прием «Что в коробке?» -заглянуть в коробку через отверстие и увидеть, что в ней лежит. Открыть коробку, посмотреть в отверстие.
2. опыт «светло-темно»-поместить по очереди в коробку и зажигать свечу, фонарь, лампу.
2. «Что такое тень»
Цель: познакомить детей с понятием «Тень» и процессом ее образования; показать сходство тени и оригинала. 1. лампа, экран
2. Теневой театр. 1. «волшебный экран» -тени от рук, разных предметов
2. игра «На что похоже?»-угадать, какой предмет за экраном
МАЙ
Тема: «Вес» Оборудование Приемы
1.«Легкий-тяжелый»
Цель: формировать понятие о весе предметов 1. металл, пластмасса, губка, дерево, ткань, бумага,
2. шары- пластик и дерево
3. чашечные весы 1. знакомство с весами
2. опыт «Что тяжелее?» попробовать почуствовать вес предметов с помощью рук, проверить с помощью весов
3. игра – сортировщик «легкий-тяжелый»
2. «Плавает-тонет»
Цель: формировать знания о том, что некоторые предметы обладают плавучестью, 1. большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики
2. дощечки, камешки, гайки, пенопласт 1. сказка о храбром Мышонке.
2. опыт «На чем поплывут друзья Мышонка?»
3. игра-сортировщик «плавает-тонет»