Приложение МААМ

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Елена Пузина
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Нельзя оспорить, что речь является особой деятельностью, являющейся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Она существует в двух формах: диалогической и монологической. Речь – это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций: – коммуникативную, познавательную, экспрессивную, исследовательскую и планирующую.

Публикация «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» размещена в разделах

Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Для реализации этой цели, её источником является театрализованная деятельность, которая помогает осуществить следующие задачи:

– ознакомление с художественной литературой;

развитие связной речи;

– формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

– воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

– подготовка детей к обучению грамоте.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность : выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение от лица персонажа.

Театрализованная игра даёт возможность работать над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя: вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза).

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, необходимо использовать знакомые любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение).

Работу по организации театрализованной игры лучше проводить в три этапа:

1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.

2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).

3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры – драматизации и режиссерские игры.

В играх – драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

– ролевые диалоги на основе текста;

– инсценировки произведений;

– игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

– игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

В нашей группе театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,

– съешьте кислый лимон (дети морщатся);

– рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

– встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);

– покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

– полетим как птицы;

– волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания : «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» – каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:

В чистом поле дом стоит,

Возле дома курица:

«Куд-ку-дах! Куд-ку-дах!

Все ею любуются!

По дороге кот бежит

Ни на кого не глядя.

Спотыкается, дрожит,

Испугался дяди!

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – улетел в небеса» (дети произносят, меняя силу голоса, т. е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «У Медведя во бору», «Гуси – гуси», «Кошки-мышки», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных качеств детей через театрализованную деятельность «Развитие коммуникативных качеств детей через театрализованную деятельность» «Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность “Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность” В настоящее время наблюдается критическая ситуация.

Из опыта работы «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность» Если ребенок любит играть в театр – значит он верит в чудо и в то, что сказки никогда не кончаются! (А. Б. Никитина) Актуальность Дошкольное.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Консультация по теме «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно.

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию.

Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельностьРазвитие речи дошкольника через театрализованную деятельность Цель: развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка.

Презентация «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» 1 слайд Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность. 2 слайд Актуальность В последние годы, к сожалению, увеличивается.

Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность «Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность» Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит.

Презентация «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
Опубликовано: 27 мая 2018 в 17:06
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пузина (УИ 385329) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД