Мария Сусленникова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников средствами опытов и экспериментов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников средствами опытов и экспериментов
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н. Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом – как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников средствами опытов и экспериментов» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как известно, дети-дошкольники по своей натуре «почемучки». Они постоянно задают вопросы, как? почему? зачем? пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
Анализируя все детские как? зачем? почему? Передо мной встал вопрос: как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы я постоянно искала ответы и пришла к выводу, что одним из факторов познавательного развития является детское экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и нагляднообразное мышление. Поэтому опытно-экспериментальная деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
. Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время работ, проводимых детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов. На каждом занятии перед детьми ставится проблемный вопрос.
На этапе среднего и старшего дошкольного возраста можно выделить следующие Развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности
развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта : причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта.
перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:
приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;
медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;
При выборе темы соблюдаются следующие правила:
Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное они интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов. По содержанию я делю все опыты на 3 группы. 1. Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений). 2. Неживая природа (цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимкавоздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук»). 3. Мир материалов (знакомство детей с металлами, с некоторыми свойствами бумаги, ткани).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, распространяю буклеты, памятки, привлекаю к созданию энциклопедий, фотоальбомов. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
В моей группе проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность. При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! В заключение хочется процитировать слова известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».