Урайнат Гашимова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение своего теоретического уровня и компетентности с целью расширения представлений о развитии познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников младшего возраста через организацию детского экспериментирования
Задачи:
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников через экспериментирование» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Изучить научно-теоретический материал по развитию познавательно – исследовательской деятельности, систематизировать полученные знания. Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе познавательно - исследовательской деятельности. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А.
Самое интересное, что окружает ребенка в раннем детстве - это окружающая его природа. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Познавательная деятельность, наряду с игровой активностью имеет огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет и т. д., почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
В этом году я работала по теме самообразования «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников младшего возраста через организацию детского экспериментирования».
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, Он задумывается о таких физических явлениях как образуются снежинки, сосульки, почему идет дождь, сколько цветов на радуге, распространение звука в воздухе, в воде и др.
В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности. Восприятие мира детьми четвертого года жизни идет через чувства и ощущения. Они легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Согласно составленному плану проводила экспериментирование с объектами неживой природы: воздухом, водой, песком. Экспериментирование с водой у маленьких волшебников вызвало столько радости, когда вода в стаканчиках стало почему-то красной, желтой, синей. И сколько восторга, когда эту разноцветную воду разлили в формочки, а наутро они превратились в ледяные игрушки для нашей елочки на улице.
Знакомились с различными свойствами веществ: бумага, дерево (рвется, не рвется, твёрдость, мягкость, сыпучесть,, плавучесть и т. д.)
Экспериментируя с бумагой,«Секреты бумаги», где маленькие исследователи, сравнивая бумагу и ткань были удивлены: что бумага рвется легко, а чтобы порвать ткань нужно приложить усилия; бумага осталась скомканной, а ткань расправилась; бумага намокла и порвалась сама по себе, а ткань намокла, но осталась все такой же прочной и т. д.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Где прячется звук? Что в какой коробке, определять по звуку.
Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети младшего возраста дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться.
Дети с удовольствием набирают «ловят» в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими и т. д.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми. Что интересно ребёнку, то интересно мне, а мои дети проявляют интерес к экспериментированию.