Елена Инкина
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 2)
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.
Еще К. Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.
(Слайд 3)
Публикация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из целевых ориентиров является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы» [1 пункт 4.6.].
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
(Слайд 4)
Итак, целью речевого развития является всестороннее развитие личности ребенка.
Задачи:
способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
поддерживать условия для развития познавательно - речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности.
(Слайд 5)
В настоящее время существует проблема развития речи у детей, так как речь уходит на второй план из-за ненормированного использования информационно-компьютерных технологий, планшетов, телефонов. А также имеется ряд негативных факторов, обуславливающих критическую ситуацию в развитии речевой активности дошкольников :
ухудшение состояния здоровья детей;
существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей;
глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
(Слайд 6)
Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является познавательно-исследовательская деятельность. В результате такой деятельности у дошкольника формируется желание узнать и открыть как можно больше нового для самого себя, удовлетворить свою любознательность и свои представления о мире в целом.
(Слайд 7)
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей. Мы прекрасно знаем, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры, строительно-конструктивные игры действуют на речевое развитие детей.
А вот игры-эксперименты - это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников. Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, развивают связную речь.
(Слайд 8)
В старшей группе круг явлений, с которыми экспериментируют дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
В повседневной деятельности проводятся наблюдения; целевые прогулки и экскурсии. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Формируется умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; поощряются попытки высказывать свою точку зрения; развивается умение поддерживать беседу.
(Слайд 9)
Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и земля - наши помощники», «Свойства песка». Задачей опыта было выявить, что песок и земля по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, что вся вода ушла в песок, а у земли частички ближе друг к другу, и не пропускают воду.
В опыте «Воздух вокруг нас» моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство - невидимость.
С помощью таких исследований у дошкольников обогащается речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; формируются умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять.
(Слайд 10)
Проводились исследования:
- «Такая разная ткань», где дети рассматривали разные виды тканей, обращая внимание на общую характеристику материала (ситец, драп, шерсть и т. д.); формировали понятия о ткани, как материале, из которого человек делает разнообразную одежду.
- «Мир бумаги», где дети познакомились с различными видами бумаги (писчая, салфеточная, оберточная и т. д.). Дошкольники узнали, что бумага непрочная, мнется, горит и размокает.
С помощью этих исследований у дошкольников обогащается речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
(Слайд 11)
Проводились исследования:
- «Огород на окне», где проводились эксперименты с почвой, семенами, для расширения знаний детей о том, какие условия необходимы для хорошего роста растений.
- О мире животных, растений и условиях, необходимых для их роста и развития.
- О природных явлениях: временах года, явления погоды, объекты живой и неживой природы.
С помощью таких исследований у дошкольников продолжает развиваться речь как средство общения; расширяются представления о многообразии окружающего мира.
(Слайд 12)
Создана картотека опытов и наблюдений, загадок, стихов о природе и животных, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. С помощью дидактических пособий дети легко рассказывают, запоминают приметы времен года, свойства предметов, животных, растений. Также дети в ходе деятельности учатся задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Анализируют результаты опытов, делают выводы, составляют развернутый рассказ об увиденном.
(Слайд 13)
Дети закрепляют полученные знания в дидактических, подвижных играх, а также в самостоятельной деятельности : рассматривают иллюстрации, книги, проводят повторно опыты и экспериментирования.
В процессе экспериментирования прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.
(Слайд 14)
В результате познавательно - исследовательской деятельности у детей проявляется любознательность, инициативность, они начинают задавать вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, у них появляется склонность к наблюдательности и экспериментированию. Кроме того, развивается словарный запас, связная и диалогическая речь, совершенствуется грамматический строй речи. Это необходимо для полноценного развития дошкольника, ведь умение общаться со взрослыми и сверстниками - одно из условий личностного и социального развития человека.
(Слайд 15)
Детская познавательно - исследовательская деятельность располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников, умение строить связный текст, налаживать взаимодействие с партнером, а также общаться в широком кругу взрослых и сверстников.
(Слайд 16)
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.
2. Малкова М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 169-171.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 -128 с.
4. Горбовская С. А. «Влияние поисково-исследовательской деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». WebUrok. Учебно-методические материалы для учителей. Адрес: https://weburok.com/2571875
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 13-16.