МААМ-картинки

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности

Елена Инкина
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

(Слайд 2)

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.

(Слайд 3)

Публикация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из целевых ориентиров является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы» [1 пункт 4.6.].

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

(Слайд 4)

Итак, целью речевого развития является всестороннее развитие личности ребенка.

Задачи:

способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

поддерживать условия для развития познавательно - речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности.

(Слайд 5)

В настоящее время существует проблема развития речи у детей, так как речь уходит на второй план из-за ненормированного использования информационно-компьютерных технологий, планшетов, телефонов. А также имеется ряд негативных факторов, обуславливающих критическую ситуацию в развитии речевой активности дошкольников :

ухудшение состояния здоровья детей;

существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей;

глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

(Слайд 6)

Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является познавательно-исследовательская деятельность. В результате такой деятельности у дошкольника формируется желание узнать и открыть как можно больше нового для самого себя, удовлетворить свою любознательность и свои представления о мире в целом.

(Слайд 7)

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей. Мы прекрасно знаем, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры, строительно-конструктивные игры действуют на речевое развитие детей.

А вот игры-эксперименты - это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников. Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, развивают связную речь.

(Слайд 8)

В старшей группе круг явлений, с которыми экспериментируют дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

В повседневной деятельности проводятся наблюдения; целевые прогулки и экскурсии. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Формируется умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; поощряются попытки высказывать свою точку зрения; развивается умение поддерживать беседу.

(Слайд 9)

Свойства песка дети изучали не только на прогулке, но и в лабораторных условиях, и в совместной деятельности воспитателя с детьми «Песок и земля - наши помощники», «Свойства песка». Задачей опыта было выявить, что песок и земля по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, что вся вода ушла в песок, а у земли частички ближе друг к другу, и не пропускают воду.

В опыте «Воздух вокруг нас» моей задачей было показать детям, что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство - невидимость.

С помощью таких исследований у дошкольников обогащается речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; формируются умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять.

(Слайд 10)

Проводились исследования:

- «Такая разная ткань», где дети рассматривали разные виды тканей, обращая внимание на общую характеристику материала (ситец, драп, шерсть и т. д.); формировали понятия о ткани, как материале, из которого человек делает разнообразную одежду.

- «Мир бумаги», где дети познакомились с различными видами бумаги (писчая, салфеточная, оберточная и т. д.). Дошкольники узнали, что бумага непрочная, мнется, горит и размокает.

С помощью этих исследований у дошкольников обогащается речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

(Слайд 11)

Проводились исследования:

- «Огород на окне», где проводились эксперименты с почвой, семенами, для расширения знаний детей о том, какие условия необходимы для хорошего роста растений.

- О мире животных, растений и условиях, необходимых для их роста и развития.

- О природных явлениях: временах года, явления погоды, объекты живой и неживой природы.

С помощью таких исследований у дошкольников продолжает развиваться речь как средство общения; расширяются представления о многообразии окружающего мира.

(Слайд 12)

Создана картотека опытов и наблюдений, загадок, стихов о природе и животных, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. С помощью дидактических пособий дети легко рассказывают, запоминают приметы времен года, свойства предметов, животных, растений. Также дети в ходе деятельности учатся задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Анализируют результаты опытов, делают выводы, составляют развернутый рассказ об увиденном.

(Слайд 13)

Дети закрепляют полученные знания в дидактических, подвижных играх, а также в самостоятельной деятельности : рассматривают иллюстрации, книги, проводят повторно опыты и экспериментирования.

В процессе экспериментирования прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.

(Слайд 14)

В результате познавательно - исследовательской деятельности у детей проявляется любознательность, инициативность, они начинают задавать вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, у них появляется склонность к наблюдательности и экспериментированию. Кроме того, развивается словарный запас, связная и диалогическая речь, совершенствуется грамматический строй речи. Это необходимо для полноценного развития дошкольника, ведь умение общаться со взрослыми и сверстниками - одно из условий личностного и социального развития человека.

(Слайд 15)

Детская познавательно - исследовательская деятельность располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников, умение строить связный текст, налаживать взаимодействие с партнером, а также общаться в широком кругу взрослых и сверстников.

(Слайд 16)

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.

2. Малкова М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 169-171.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 -128 с.

4. Горбовская С. А. «Влияние поисково-исследовательской деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». WebUrok. Учебно-методические материалы для учителей. Адрес: https://weburok.com/2571875

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004

6. Материалы Интернет-сайтов.

7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 13-16.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Что такое сила?» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием цифровая лаборатория «Наураша» модуль «Сила») Тема «Что такое сила?» (с использованием цифровая лаборатория «Наураша».

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная.

Картотека познавательно–исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей для старшего возраста. «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вода и почва» .

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Педагогический проект «Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» .

Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс.

Сценарный план квеста по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Сценарный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Участники: взрослый и 2 команды детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой» Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего до­школьного возраста на тему «Опыты с бумагой» Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 13:52
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Инкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД