Наталья Муравьева
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты и эксперименты
во второй младшей группе детского сада
(дети 4 года жизни)
Вода
Послушная водичка
Задачи: Выявить свойства воды: жидкая, прозрачная, имеет вес, льется. Развивать любознательность, наблюдательность, смекалку, кругозор. Воспитывать исследовательский интерес, желание участвовать в совместной деятельности.
Материал: На каждого ребенка – две баночки с водой, пять небольших камешков, поролоновая губка, пластина из оргстекла.
Ход исследовательской деятельности.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Умная галка»
Публикация «Картотека опытов и экспериментов для дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Воспитатель предлагает повторить опыт, который проделала галка. Дети опускают камешки в баночку с водой, наблюдают, что происходит. Воспитатель подводит к выводу, что вода поднимается, то есть увеличивается в объеме. Затем педагог предлагает поиграть с водичкой в прятки. Дети берут поролоновую губку, опускают её в воду, вынимают. Воспитатель спрашивает, что увидели? Дети делают вывод: вода впиталась в губку и баночка стала пустой. Затем отжимают воду из губки в баночку, замечают, что часть воды осталась в губке. Педагог предлагает мокрую губку положить на пластину из оргстекла, спрашивает что происходит? Вывод: вода растекается, она жидкая.
Вода – волшебница
Задачи: Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус). Развивать познавательный интерес, кругозор, смекалку. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
Материалы: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.
Ход исследовательской деятельности.
Показ ёмкостей с водой Вопросы к детям: Что в баночках? Какая вода? (чистая, прозрачная). Воспитатель предлагает посмотреть фокус. Одну баночку оставляет с чистой водой, из второй баночки отливает в прозрачный стаканчик. Предлагает посмотреть, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Педагог при помощи кисточки опускает красную краску в стаканчик с водой. Вопросы к детям: Какого цвета стала водичка? Прозрачная она или нет? Опускает ложечку в стакан, ложечки не видно, значит, вода не прозрачная.
Педагог предлагает всем желающим детям повторить фокус.
Воспитатель предлагает посмотреть детям еще один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус. Из третьей баночки каждому ребенку наливает воду в стаканчик. Уточняет: Какая вода в стаканах? Есть у неё запах, вкус? Предлагает исследовать, затем положить себе в стаканчик немного кофе, и повторить исследование. Вода стала коричневая и горькая. Дети добавляют сахар, наблюдают за его растворением в воде, пробуют на вкус.
Вывод: вода может поменять цвет и вкус, и запах. Вода – волшебница, да и только!
Снег и его свойства
Снег, какой он?
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
Описание опыта
Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, просит детей потрогать снежок, рассказать, какой он на ощупь. Дети трогают снег, говорят, что они чувствуют. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в комнате снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, “пирожки”. Педагог спрашивает, почему снег стал липким, что с ним происходит в тепле? Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные фигурки (“рыбка”, “цветочек”, “бабочка” и т. п.). Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком.
Малыши под наблюдением воспитателя переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Наблюдение за поделками на подносе. Вопросы: что происходит с поделками? Откуда появилась водичка?
Вывод: снег в тепле тает, и становиться водичкой.
«Снежинки»
Цель: В процессе наблюдения показать детям, что все снежинки разные и при таянии превращаются в каплю воды.
Описание опыта
На прогулке во время снегопада педагог предлагает детям поймать снежинку на варежку. Рассматривание снежинок. Воспитатель объясняет, что снежинки - это ледяные хрусталики в виде шестиугольных пластинок или звездочек. Снежинки – это застывшие капельки воды. Воспитатель предлагает поймать снежинку на ладошку. Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Снег быстрее растает на ладони потому, что она теплая. А что будет со снегом в теплом помещении? Снег растает и получится вода. Дети заносят снег в ведерке в группу. Через некоторое время дети проверяют ведерки, находят там воду. Вопросы детям: можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? Откуда тогда можно пить?
Итог наблюдения: все снежинки разные, на ладони быстро тают и становятся водой.
Свойства льда
Ледяная избушка
Цель: познакомить со свойствами льда (лед - это твердая вода, в тепле лед тает).
Материалы: ледяные пластинки, таз с водой, поднос, салфетка.
Описание опыта
. Воспитатель вносит поднос накрытый салфеткой, подходит ко всем детям и предлагает пощупать пальцами и сказать, что там находится. Педагог спрашивает: как получается лед? Какой лед? Воспитатель предлагает детям проверить тонет лед в воде или нет. Дети берут льдинки и опускают их в воду. Вопросы: что происходит? Что еще может произойти со льдом? Ребята, в какой сказке была ледяная избушка? Что случилось с избушкой? А почему растаяла? Мы сегодня сможем увидеть, как тает лед в теплом помещении. Сложим из льдинок маленькую избушку, и пока наша избушка будет таять, мы поиграем в игру.
Подвижная игра «Снежинки и лед» Когда воспитатель говорит снежинки, дети тихо бегают по залу, а на слово – лед, «твердеют», останавливаются и замирают.
По окончанию игры педагог обращает внимание на лед. Спрашивает, что происходит с кусочками льда? Почему дети так решили? Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Заюшкина избушка».
Показ иллюстраций к сказке, и беседа по ним. Почему у зайца не растаяла избушка? Что случилось с зайчиком? Кто первым пришел на помощь, кто потом? А кто смог выгнать лису?
По окончании занятия воспитатель подводит детей к подносу со льдом.
Вывод: Лед – это застывшая вода, в тепле лед снова становится водой.
Воздух
Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Материалы: полиэтиленовые пакеты.
Ход исследовательской деятельности.
Воспитатель среди игрушек обнаруживает полиэтиленовые пакеты.
Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакеты воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим. Задаёт детям вопросы: А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что находится в пакете, открывает пакет, в нем ничего нет.
Педагог обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим, спрашивает: что же было в пакете? Педагог помогает детям сделать вывод: «В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, легкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой».
Игры с соломинкой
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
Материалы: трубочки для коктейлей каждому ребенку, игрушка, стаканчики с водой.
Ход исследовательской деятельности.
К детям приходит Чебурашка, предлагает поиграть с трубочками для коктейля. Дети дуют в трубочки на свои ладошки, проверяют наличие воздуха в организме. Воспитатель задает вопросы: что вы ощущаете? Как вы думаете, откуда возник воздух? Дети с помощью педагога делают вывод о том, что внутри человека есть воздух, его можно почувствовать. Без воздуха человек не может жить. Воспитатель предлагает еще раз повторить эксперимент, теперь подуть друг другу на ладонь и поводить трубочкой над ладонью, и еще раз почувствовать движение воздуха.
Чебурашка спрашивает детей, как можно увидеть воздух? Воспитатель подводит детей к решению проблемы, предлагает ребятам посмотреть, какой материал они не использовали для опыта, и подумать, что можно сделать. Дети опускают трубочки в стаканы с водой и дуют, рассказывают о своих наблюдениях. Педагог подводит детей к выводу: пузырьки – это воздух, который внутри нас. По трубочке воздух выходит, он легкий и через трубочку поднимается наверх. Воспитатель предлагает зарисовать пузырьки, и подарить свои рисунки Чебурашке.
Упрямый воздух
Цель: показать, что воздух может сжиматься, и при сжатии обладает силой – может двигать предметы.
Материалы: шприцы без игл, мелкие бусинки, бумажные веера, емкость с подкрашенной водой.
Ход эксперимента.
Воспитатель предлагает детям поиграть с воздухом, исследовать его с помощью шприцов. Дети рассматривают шприцы и выполняют с ними действия: отжимают поршень вверх, вниз. Пробуют отжать поршень, когда отверстие закрыто пальцем, набирают в шприц воду и выпускают её. Делают вывод, что воздух может сжиматься.
Воспитатель рассказывает, что воздух сильный, упрямый – он может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям направить шприц на бусинку, и с силой нажать на поршень. Вопросы детям: что произошло? Почему бусинка стала двигаться? Педагог предлагает детям повторить эксперимент с помощью бумажного веера.
Вывод: воздух может сжиматься, воздух сильный – движет предметы.
Песок
Песочные струйки
Цель: познакомить детей со свойствами сухого песка – рассыпается, состоит из песчинок, пропускает воду.
Материалы: таз с сухим песком, лупа, стаканчики, воронки, ситечки, вода в бутылке.
Ход эксперимента
В гости приходит Буратино и предлагает детям поиграть с песком. Дети рассматривают песок в тазу. Воспитатель раздает детям стаканчики, дети наполняют их сухим песком.
Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: Из чего состоит песок? (из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и маленькие). Какого цвета сухой песок? (светлый, светло- коричневый).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте пропустить песок через ситечко, через воронку, что происходит с песком? (песок свободно сыпется) Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики? (песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой). Воспитатель поливает песок в ситечке водой, вода протекает через песок. Дети наблюдают, делают вывод: песок пропускает воду, от воды песок становится влажным.
Воспитатель просит детей рассказать Буратино, что они узнали нового о песке. Дети подводят итоги: песок состоит из песчинок, он рассыпается, пропускает воду, от воды темнеет и становится влажным.
Чудесные фигурки
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка: влажный песок можно формовать.
Материалы: Песок, вода, совочки, формочки для песка, ведерки.
Ход эксперимента
Воспитатель предлагает детям поиграть с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики? (песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой). Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: Каким цветом сырой песок? Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке? Получаются ли из сырого песка куличики?
Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а остальные дети отгадывают, какая фигура получилась.
Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой песок слипается, принимает форму ёмкости, его можно формовать.
Глина, её качества и свойства.
Цель: Дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства (мягкость, пластичность, степень прочности). Учить детей узнавать вещи, сделанные из глины.
Оборудование: Глина, дощечки для лепки, слепленные воспитателем фигурки из глины, баночки с водой, кусочки пластилина.
Ход эксперимента
Воспитатель организует выставку глиняных игрушек. Рассказывает детям, из чего сделаны эти игрушки, предлагает узнать, какая глина и как из неё лепить? Дети рассматривают глину, обследуют её пальчиками. Вопросы: Как вы думаете, на что похожа глина? Какого цвета? Глина твёрдая или мягкая?
Воспитатель добавляет в глину воды: Что происходит с глиной? (глина размокает, становится мягкой).
Игровые действия с кусочками глины: дети отщипывают кусочки глины, пробуют скатать шарики, колбаски, сравнивают с пластилином. Воспитатель демонстрирует детям, как глиняная игрушка легко разбивается. Педагог вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала. Дети делают вывод: глина мягкая, пластичная, от воды размокает, застывшая глина может разбиться.
Глиняные игрушки
Цель: продолжать учить детей преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину.
Материалы: глина, вода, схемы изготовления игрушек, салфетки, дощечки для работы.
Ход занятия
Воспитатель вносит в группу глину, спрашивает: что это? Какая глина? Что из нее можно сделать? Воспитатель показывает простые схемы изготовления игрушек из глины, акцентирует внимание детей на пластичности, мягкости материала. Дети самостоятельно выбирают схему для работы. Воспитатель помогает, направляет действия детей на преобразование материала путем изменения формы, величины, добавления новых деталей. После просушки поделок дети раскрашивают их в соответствии с замыслом.
Вывод: глину можно преобразовывать.
Камни
Свойства камня
Цель: Знакомство со свойствами камня: твердый, тонет, может издавать звук.
Оборудование: различные камешки, ёмкость с водой, пластилин, перышки.
Ход эксперимента
Воспитатель достаёт из мешочка камушки и рассматривает их с детьми. Вопросы: Одинаковые ли все камушки? Чем они отличаются? Какие они на ощупь? Назовите места, где можно увидеть много камушек?
Воспитатель предлагает детям взять в руки камушки, сжать в ладошке. Затем для сравнения предлагает сжать пластилин, Чем отличается пластилин от камешков?
Воспитатель предлагает послушать, как звучать камни, постучать камешком о камешек. Что происходит? Далее воспитатель просит детей взять в одну руку камушек, а в другую перышко. Что тяжелее? Будут ли камушки плавать в воде?
Игровое задание «Опусти камушки в воду». Вопросы: «Что происходит с камушками? Все ли камушки тонут? Почему? Утонет ли воде пёрышко? Давайте проверим. Почему пёрышко не утонуло?
Игровое задание «Достанем камушки из баночки»- дети ложками достают камушки,
Вывод: Камушки тяжёлые и поэтому тонут в воде. Камни твердые и могут издавать при стуке звук.
Растения
На свету и в темноте
Цель: Дать знания детям о факторах внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы: лук, земля, коробка из прочного картона, две ёмкости.
Ход занятия - экспериментирования
Воспитатель предлагает детям вырастить лук, спрашивает, что для этого необходимо. Дети сажают лук в землю, поливают. Воспитатель задает вопросы: что еще необходимо, чтобы лук вырос? Куда поставим ёмкости с луком? Так ли уж нужен растениям свет? Педагог предлагает провести эксперимент – закрыть одну ёмкость с посаженным луком плотной коробкой, чтобы не проникал свет, вторую оставить на свету.
Через 7-10 дней дети проверяют, что происходит под коробкой, зарисовывают результат. Воспитатель спрашивает: почему лук под коробкой вырос светлый, а не зеленый? Что нужно для жизни растений?
Затем дети убирают коробку, через 7-10 дней снова зарисовывают результат.
Вывод: Для роста и развития растений нужен свет.
В тепле и холоде
Цель: Продолжать знакомить детей с благоприятными условиями для роста и развития растений.
Материалы: лопатка, горшочек, цветы на клумбе, модель зависимости растений от тепла.
Ход эксперимента
Воспитатель напоминает детям, что растениям для жизни нужна земля, вода и свет. Предлагает, подумать, что ещё необходимо растениям для жизни, как можно продлить лето для цветов. Педагог подводит детей к решению, что можно внести цветы с клумбы в помещение. Дети с помощью воспитателя выкапывают несколько цветов с клумбы с большим комом земли, чтобы не повредить корни, сажают в горшочки и вносят в группу.
Дети наблюдают за изменением цветов в помещении и на клумбе, с помощью педагога оформляют результаты наблюдений в виде схемы зависимости растений от тепла.
Вывод: Для развития и роста растений необходимо тепло.
Солнечный свет
Уличные тени
Цель: Познакомить детей с понятием тень, показать зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположения.
Ход эксперимента
Воспитатель с детьми рассматривает образование тени на улице днем от солнца, вечером - от фонарей, в помещении – от предметов разной степени прозрачности. Вопросы к детям: Что такое тень? Когда появляется тень? Почему она появляется?
Рассказ воспитателя: Тень появляется при наличии источника света. Тень это темное пятно. Она образуется, когда лучи света не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей меньше, поэтому темнее.
Рассматривание тени в зависимости от источника света, предмета, их расположения и делают выводы.
- От одного предмета, например от самого себя, может быть несколько теней, если рядом несколько источников света (лучи света идут от каждого источника, каждый по своей дорожке, встречают предмет, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень).
- Чем выше источник света, тем короче тень (солнце днем и фонарь вечером).
- По мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее четким.
- Очертания предмета и тени схожи.
- Чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
Подведение итога: Тень образуется, когда на предмет падает свет.
Солнечные зайчики
Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
Материалы: На каждого ребенка зеркальце, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.
Ход эксперимента
Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».
- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.
Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков» при помощи зеркальца. Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Педагог показывает, что солнечного зайчика можно получить с помощью баночки с водой или предмета с блестящей поверхностью. Воспитатель предлагает детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.
- Почему солнечные «зайчики» не появляются? (Нет яркого света).
Игра детей с солнечными зайчиками в догонялки.
Вывод: Солнечный «зайчик» появляется путем отражения света от блестящих поверхностей.
Предметный мир
Бумага, её качества и свойства
Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Вычленять её качества: цвет, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность. Дать знания о свойствах бумаги: мнется, рвется и режется.
Материалы: цветная бумага, вода, ножницы.
Ход эксперимента
Дети, сидя за столом, рассматривают различные полоски бумаги. Педагог задает вопросы:
Какого цвета бумага? Как определить какая бумага на ощупь? Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая). Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей). Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть – более толстые. Попробуйте смять бумагу. Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Бумага любой толщины мнется. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Что произошло? Бумага рвется, она непрочная.
Дети, оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Что произошло? Бумага размокла и расползлась Вывод: бумага намокает в воде и расползается. Воспитатель предлагает разрезать бумагу ножницами, бумага режется хорошо. А теперь, возьмите карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Что произошло? На бумаге можно рисовать, что мы с вами и делаем регулярно.
Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.
Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
Вывод: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая. Бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.
Ткань, её качества и свойства
Цель: Учить детей узнавать вещи из ткани, Дать знания о свойствах ткани: толщина, прочность, мягкость; и её качествах: мнется, режется, намокает.
Материалы: образцы ткани двух-трёх цветов, вода, ножницы.
Ход эксперимента
Воспитатель демонстрирует куклу в красивой одежде, спрашивает: из чего сшито платье? Какого цвета ткань? Что ещё дети знают об этом материале?
Педагог предлагает взять в руки кусок ткани и обследовать его. Дети мнут ткань, тянут в разные стороны. Воспитатель разрезает ткань ножницами на две части, опускает кусок ткани в ёмкость с водой. Дети сравнивают изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой. Делают вывод, какой материал более прочный.
Воспитатель вместе с детьми составляет алгоритм свойств материала.
Вывод: Ткань бывает разной толщины, она мягкая. Ткань мнётся, тянется, рвётся, режется, намокает.
Плавает-тонет
Цель: Дать детям представление о том, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают, остаются на поверхности воды.
Материалы: Зайчик, пластмассовые игрушки, камушки, пластмассовые и резиновые мячи, деревянные кубики, бумага, металлические предметы, таз с водой.
Ход опыта
К детям приходит Зайчик, и рассказывает, что с ним произошло: Здравствуйте, ребята! Ой, что сейчас со мной было, я чуть не утонул. Потрогайте я весь мокрый. За мной гнался волк, страшный. Я убежал и попал в воду и чуть не утонул. Хорошо, что я умею плавать. Если бы я не умел плавать, я бы утонул. Все предметы тонут сразу в воде.
Воспитатель: Да нет, Зайчик, не все предметы тонут.
Зайчик: Нет, все. Камни тонут. Ребята, камни тонут?
Дети опускают камешки в воду, проверяют, тонут они или нет.
Воспитатель: Давайте проверим, что тонет, что не тонет.
Дети, предлагаю поиграть в игру «Плавает — тонет»
Воспитатель показывает пластмассовые мячи: Скажите, что это такое? Какого цвета эти мячики? Давайте посмотрим, что будет с мячами, если мы опустим их в воду. Мячи плавают в воде, не тонут.
Воспитатель берет следующий предмет: металлическую ложку. Спрашивает:
Что это? Положите ложку в воду. Ложка утонула, она тяжелая, металлическая. А мячики легкие, пластмассовые, они не тонут. Давайте поиграем с мячами, попытаемся их опустить под воду.
Дети с помощью педагога опускают по очереди кубики, бумагу и другие мелкие предметы. В ходе опыта воспитатель поясняет, почему одни предметы тонут, а другие плавают
Зайчик: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что тонет, а что нет. Что легкое, то не тонет, а тяжелое, то тонет. А звери, человек, тоже могут не тонуть, если они умеют плавать, хотя они и тяжелые. Поэтому и вам, когда подрастете чуть-чуть надо учиться плавать. А сейчас одним в воду нельзя.
Вывод: Тяжелые предметы тонут, а легкие — плавают.