Рябошапко Наталья
Развитие познавательно-исследовательских умений и навыков поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В одном из основных документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования - федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - определены направления развития ребенка дошкольного возраста (образовательные области). Одно из них - познавательное развитие. Познавательное развитие - это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. Истоки познавательного развития ребенка - в эмоционально-чувственном постижении мира. На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети усваивают сначала внешние характеристики предметов (определяют их форму, размер, цвет и другие внешние свойства). Эти характеристики закрепляются в памяти детей в виде представлений, постоянно расширяющихся, уточняющихся и дифференцирующихся. По мере накопления опыта познавательной деятельности дошкольники начинают выделять уже сущностные признаки предметов и явлений: назначение и функцию предметов (для чего нужны, как использовать, сходство и отличие предмета с группой, осуществляют классификацию. Для решения подобных задач только чувственного познания уже недостаточно, поэтому начинается освоение детьми элементов логического познания : сравнения, анализа, обобщения и др. На основе мышления дошкольники уже способны понимать связи между предметами и явлениями, причиной и следствием, преобразованиями и изменениями в мире. Таким образом, процесс познания ребенка дошкольного возраста развивается от чувственного к логическому.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательских умений и навыков поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Информация об окружающем мире представлена в разных формах. Это наглядная информация (предметы рукотворного мира, объекты живой и неживой природы, образная информация (живопись, музыка, скульптура, научная информация (знаки, символы, модели, схемы).Каждая форма требует освоения ребёнком специфических познавательных действий, и на протяжении дошкольного детства ребенок овладевает разнообразными способами и средствами познания. Они помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире, извлекать разную информацию и использовать ее для решения познавательных и личностных задач. У человечества издавна есть два основных способа познания окружающего мира : наблюдение и эксперимент. И. П. Павлов отмечал, что наблюдение собирает то, что предлагает нам природа, а эксперимент позволяет нам брать то, что мы хотим. Кроме этих способов ребенок также осваивает: речь, обследование, моделирование, математические способы познания (сосчитывание, измерение, вычисление, элементы логического познания (сравнение, классификация, сериация). Основные средства познания : речь, эталоны, знаки, символы, модели, меры, нормы.
Таким образом, для обеспечения цели познавательного развития воспитатель решает следующие задачи:
1. Поддерживать и развивать интерес детей к познанию окружающего мира, стимулировать проявление ими исследовательского поведения.
2. Способствовать развитию у детей ориентировки в окружающем мире через освоение ими средств и способов познания, обогащать опыт совместной со взрослым и самостоятельной познавательной деятельности.
3. Расширять кругозор, уточнять, дифференцировать и обогащать представления об окружающем мире, стимулировать их отражение в речи и других продуктах детской деятельности.
4. Развивать субъектные проявления в познавательной деятельности (активность, инициативу, творчество, умение решать на основе накопленного опыта познавательные и личные проблемы.