Получи документы

Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста

Осипова Олеся
Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста

Нарушения понимания речи у детей с РАС

Частой проблемой, встречающейся у детей с РАС, является нарушение понимания ребенком речи. Это один из важных маркеров аутистических расстройств. Трудности понимания обращенной речи проявляются уже в раннем периоде речевого развития детей. Ребенок не понимает названий предметов, их качеств, действий. Не выполняет простые речевые инструкции. В дальнейшем не понимает обращенную речь, прочитанное, не может ответить на вопросы и пересказать текст. Почему же так происходит?

Публикация «Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах

Достаточное понимание речи обеспечивается :

— хорошим уровнем произвольности у детей (произвольная организация своего внимания и поведения в соответствии с тем, что он слышит; произвольная организация собственной речевой реакции; интереса к речевой ситуации);

— достаточным уровнем словарного запаса (словарь должен быть актуализированным — это обязательное условие);

— навыками правильного грамматического оформления высказывания.

У детей с РАС перечисленные навыки находятся, как правило, в остром дефиците, что неизбежно приводит к трудностям понимания речи.

Работа по преодолению нарушения понимания речи начинается, как только родитель заметил у своего ребенка трудности такого характера или по рекомендации специалиста. Эта работа должна проводиться комплексно и включать в себя занятия с психологом, логопедом и занятия родителей с ребенком дома. При этом родитель становится полноправным участником коррекционной работы, в ежедневной жизни ребенка применяя свой опыт и знания и навыки, полученные от специалистов.

Этапы работы над пониманием речи

На подготовительном этапе важно установить эмоциональный контакт с ребенком и определить сферу его интересов, потребностей и зону ближайшего развития. Исходя из этого, подбирается речевой материал для занятий. В течение всего дня педагогу или родителю необходимо использовать эмоционально-смысловые комментарии. Это позволит акцентировать внимание ребенка на ситуации или речи взрослого. Комментарий должен базироваться на опыте и интересе ребенка. Например, можно нарисовать вместе с ребенком его любимую игрушку, рассказать о ней, выразить к ней эмоциональное отношение.

Крайне необходимо вносить смысл в любую активность ребенка. Например, ребенок начинает стучать по столу. Тогда взрослый проговаривает, что это «мастер стучит молотком: тук-тук, он строит дом…».

Обязательно на протяжении всех этапов коррекционной работы используется метод проговаривания ситуаций, установления причинно-следственных связей, описываются чувства и эмоции. Например: «Мы уберем игрушки и тогда сможем пойти гулять». Или: «Ты выполнишь это задание и сможешь поиграть».

Следует подчеркнуть, что педагоги и родители всегда проговаривают происходящее в жизни ребенка.

Также полезно использовать игры и задания для развития зрительного и слухового внимания, активизировать тактильные и двигательные ощущения, анализировать и инсценировать простые сказки.

Основные этапы работы по преодолению трудностей понимания речи

1 этап — отрабатывается словарь имен существительных по темам (важно убедиться, что ребенок правильно понимает значение каждого слова и может соотнести его с конкретным предметом и картинкой).

Ребенка обучают выполнять простые речевые инструкции: «Дай….», «Покажи….». Эта работа проводится на основе отработанного лексического материала. Сначала используют помощь взрослого (взрослый действует рукой ребенка). Малыша обязательно хвалят и поощряют. После того как ребенок научился давать предмет по инструкции, необходимо научить его отличать этот предмет от других. Для этих целей вводится альтернативный предмет (или картинка, слово, не похожий на оригинал. Также взрослый должен добиться от ребенка (чтобы он заучил) ответов на вопросы: «Что ты дал?», «Что ты принес?». Если ребёнок безречевой, допустимо использовать в качестве альтернативной коммуникации карточки PEСS или пиктограммы, т. к. это позволит сделать общение ребенка с окружающими доступным.

2 этап — прорабатывается словарь глаголов. Специально подобранный речевой материал поможет овладеть глубинно-семантической структурой фразы из 2—3 слов, даст возможность сформировать простые формы диалога (ответы на вопросы). Сначала вводятся простые инструкции: «Иди сюда», «Садись», «Положи», то есть вначале ребенка учат имитировать движения взрослых, а в дальнейшем переходят на картинный материал. Важно к каждому предмету подбирать несколько картинок — действий, например, где мама читает, готовит, обнимает, стирает, гладит. Так ребенок научится понимать именно действие, а не запомнит один шаблон «мама готовит». Также после отработки слова-действия используются альтернативные слова и картинки.

3 этап — отрабатывается словарь прилагательных;

4 этап — проводится работа над грамматическим строем речи;

5 этап — проводится работа над пониманием прочитанного. Такая работа строится на анализе каждого слова в предложении. Ребенок (или взрослый) читает предложение, взрослый задает вопрос к каждому слову в предложении. После этого текст полностью прочитывается, задаются вопросы. Текст адаптируется для ребенка, педагог оставляет слова, несущие основную смысловую нагрузку. Составляется план пересказа, и ребенок учит адаптированный текст. Здесь также необходимо использовать альтернативные слова и предложения, альтернативные картинки или предметы. В этом случае ребенку хорошо помогает инсценировка текста.

Работа над пониманием речи является необходимой и важнейшей частью коррекционной программы, базой для формирования всех сторон речи и успешной коммуникации. Выстроенная в такой последовательности, она облегчает задачу педагога по обучению пониманию устной речи и текстов у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста, помогает детям овладеть школьной образовательной программой по основным предметам.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 13 января 2023 в 09:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Осипова Олеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД