Корнильцева Ольга Николаевна
Развитие памяти у детей с задержкой психического развития как необходимое условие успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие памяти у детей с задержкой психического возраста в дошкольном возрасте как необходимое условие успешного обучения в школе
Выполнил: учитель-дефектолог Корнильцева О. Н.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. К процессам памяти относят - запоминание, сохранение информации и образов и их воспроизведение. Запоминание представляет собой определенную деятельность, которая сосредоточена на закреплении новых данных в памяти с помощью ассоциаций и связей ее с имеющимися знаниями. Под сохранением понимают процесс, во время которого ранее усвоенная информация приобретает актуальность. Воспроизведение — это извлечение уже усвоенной информации.
Публикация «Развитие памяти у детей с задержкой психического развития как необходимое условие успешного обучения в школе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти :
а) двигательная память - направлена на запоминание и повторение движений;
б) образную - направленную на запоминание и сохранение чувственных образов предметов, явлений и их особенностей, которая, в свою очередь, делится в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию, на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую;
в) словесно-логическую - направленную на запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей,
понятий, выводов и т. п. и тесно связанную с мышлением и обучением;
г) эмоциональную - отвечающую за воспоминание чувств и эмоций совместно с объектами, их
вызывающими.
По продолжительности сохранения материала выделяют долговременную (удерживающую поступающую информацию в течение длительного времени) и кратковременную или оперативную (сохраняющую сведения о чем-либо в течение 30-60 минут, после чего эта информация либо забывается, либо переходит в долговременную).
У детей с ЗПР наблюдаются особенности развития памяти. Уже к 3-4 годам они отстают от сверстников минимум на 25 % по качеству потокового запоминания информации, особенно на слух. Визуальное восприятие у них развито чуть лучше, но все равно отстает.
• Снижение объёма памяти и скорости запоминания. Дети плохо запоминают тексты, не удерживают в уме цель и условия задачи.
• Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме.
• Снижение продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме.
• Преобладание наглядной памяти над словесной.
• Снижение произвольной памяти.
• Нарушение механической памяти.
Для развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития можно использовать следующие методы: Дидактические игры; Игры с игрушками; Игры на развитие слуховой памяти;
Игры на развитие объема памяти; Использование мнемотехники;
Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна носить индивидуальный, личностно-ориентированный характер. Значение развития игр на память в пропедевтический период у детей с задержкой психического развития (ЗПР) заключается в следующем:
• Создание мотивации. Игра создаёт действенную мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребёнку цели.
• Овладение приёмами запоминания. С помощью взрослых ребёнок усваивает различные мнемические приё мы: учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
• Компенсация недоразвития процессов памяти. Целенаправленная коррекция позволяет привить детям необходимые навыки мнемической деятельности, что помогает компенсировать наблюдающееся у них недоразвитие памяти.
Кроме того, достаточный уровень развития памяти повышает у ребёнка чувство уверенности в своих силах.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ РАЗЛИЧНОЙ МОДАЛЬНОСТИ
1. Узнай предмет
Цель: развитие тактильной памяти.
Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений. Ребенку завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук, не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
2. Чудесный мешочек
Цель: развитие тактильной памяти.
Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы. Для лучшего запоминания маленькие дети могут самостоятельно складывать вещи в мешочек. Малышам постарше раздаются мешочки уже с предметами внутри.
3. Чудесные слова
Цель: развитие слуховой памяти.
Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.
4. Кто больше знает
Цель: развитие слуховой памяти.
Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.
5. Вкус и запах
Цель: развитие обонятельной памяти.
Задание № 1: Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 2: нарисуй лимон.
Задание № 3: представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 4: нарисуй апельсин
Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.
6. Экран
Цель: развитие зрительной памяти.
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
7. Рассказываем сказку
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает.
Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая
сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце
игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом
испытывают.
8. Скажи
Цель: развитие эмоциональной памяти.
Мысленно поиграем в снежки.
Задание № 1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?
Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.
Задание № 2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно
сравнивать хруст снега под ногами человека.
Задание № 3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
9. Обезьянки
Цель: развитие зрительной двигательной памяти
Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
10. Запоминаем вместе
Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д. Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.