Раиса Веденская
Развитие основных движений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим показателем и условием полноценного развития ребёнка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Дети ощущают постоянную потребность в движениях, объём которых обуславливается закономерностями роста детского организма, активным взаимодействием его с окружающей средой. Все движения непрерывно контролируются центральной нервной системой, а всякая направляющая деятельность органов движения, на выполнение той или иной задачи, реализуется с помощью последовательных мышечных сокращений.
Публикация «Развитие основных движений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Гармоничное развитие ребёнка невозможно без предварительного
построения фундамента двигательного опыта, овладения азбукой движений, так называемыми «основными движениями» - жизненно необходимыми для человека двигательными действиями, которыми он пользуется в многообразной деятельности: ходьбой, бегом, метанием, лазанием, прыжками.
Исследованиями Р. И. Тауриди, Н. И. Озёрского, М. В. Серебровской, Е. Г. Леви-Гориневской и другими было положено начало изучения двигательного развития детей дошкольного возраста. Авторами изучалась моторная одарённость, уровень развития основных движений, динамическая координация верхних и нижних конечностей, общая статистическая координация. Значительное место авторы отводили вопросам разработки методов обучения и оценки двигательных умений детей.
Исследования в выявлении факторов воспитания и обучения на развитие движений детей дошкольного возраста, уточнения роли физических упражнений и игр в теории и практике физического воспитания провели Е. Г. Леви-Гориневская, и другие. Опираясь на положения И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Аркина о громадных потенциальных возможностях ребёнка, о решающем значении целенаправленного обучения и воспитания, авторы экспериментально доказали положительное влияние факторов воспитания и обучения на развитие движения детей.
Изучению уровня развития движений дошкольников посвящены исследования А. И. Быковой, М. М. Конторович, Н. А. Метловым, Л. И. Михайловой. Разрабатывая данную проблему, авторами было обосновано и раскрыто значение обучения детей движениям, его организация и методы. Первой работой в области создания системы обучения движениям, является работа АИ. Быковой «Обучение детей дошкольного возраста основным движениям». А. И. Быкова подчёркивает воспитывающий характер обучения, своеобразие которого она видит в тесной связи с игрой. Занятия по обучению движениям А. И. Быкова предлагает проводить эмоционально с широким применением игровых приёмов.
К настоящему времени экспериментально установлено, что успешное освоение «основных движений» требует организации обучения, общие подходы, к которому были определены ещё П. Ф. Лесгафтом, а применительно к детям дошкольного возраста, как было, сказано выше, уточнены его последователями В. В. Гориневским, Е. А. Аркиным, Л. Н. Чулицкой, А. И. Быковой.
В дальнейшем, работами М. М. Конторович, Н. А. Метловой, Д. В. Хухлаевой, Т. И. Осокиной, были получены дополнительные данные о методах обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста. Главное внимание ими было уделено роли физических упражнений в воспитательной работе, принципам подбора и методике проведения упражнений, а также их «дозировке» в зависимости от возраста, подготовленности и состояния здоровья детей.
Научные исследования (B.C. Фарфель, А. В. Коробков, В. И. Филлипович) показывают, что развитие двигательной функции - активный процесс. По мнению В. И. Филлиповича, на развитие моторики ребё нка-дошкольника оказывают влияние две группы факторов:
а) естественные воздействия, связанные с повседневной двигательной активностью ребёнка;
б) специальные педагогически направленные воздействия, обусловленные биологическими и социальными факторами, которые значительно усиливают эффект влияния на естественный ход онтогенетического развития.
По мнению О. Г. Аракелян, П. П. Болдурчиди, Е. Н. Вавиловой, Э. С. Вильчковского и других, совершенствование методов обучения основным движениям, основанное на использовании подвижных и спортивных игр, позволяет значительно повысить уровень двигательной подготовленности детей и благотворно влияет на их общее развитие.
Исследования А. Н. Бернштейна показывают, что к моменту рождения аппарат движений у человека ещё не вполне сформирован. По некоторым данным, возрастная ступень 2-го и 3-го года жизни является периодом анатомического завершения созревания всех высших моторных систем. Именно в этот период начинают оформляться сложные человеческие движения.
Исследования А. В. Запорожца и его сотрудников показали, что общая перестройка двигательной сферы в дошкольном возрасте осуществляется в связи с тем, что высшие механизмы движения формируются у ребёнка в связи с развитием произвольной управляемости своим двигательным поведением, и это происходит в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте значительно расширяется возможность педагогической работы по обучению детей движениям не только с помощью показа, но и методом словесных объяснений.
Особенность формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста исследовалась Д. В. Хухлаевой. Она определила значение и соотношение методических приёмов обучения двигательным навыкам. Поскольку в физическом воспитании превалировал нормативный подход, в исследованиях поднимается проблема качественных и количественных показателей уровня развития движений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Г. П. Лескова, на основании исследований показала, что дети старшего дошкольного возраста могут осознанно овладевать различными движениями. Для осознания движения важна связь между мышечным ощущением, двигательным представлением и словом. Слово помогает выделить такие качества как направление, амплитуда, сила, быстрота, темп, ритм и т. д.
А. В. Кенеман экспериментально показала, что осознание содержания упражнений через слово способствует формированию двигательных навыков, развивает инициативу и умение наиболее полно применять движения в новой ситуации. В работе А. В. Кенеман показано значение физических упражнений в развитии у ребёнка подвижности нервных процессов, умственной активности, быстроты реакции. В обучении движениям она предлагает опираться на принцип осознанности, разработанный П. Ф. Лесгафтом. В её работах обоснованы методы ориентировки в окружающем и приёмы активизации умственной деятельности в процессе выполнения физических упражнений. Автор предлагает использовать наглядность для конкретизации двигательного задания, а само задание представлять в виде поисковой ситуации. А. В. Кенеман обосновала поэтапность разучивания движений. На наш взгляд, неправомерно забытыми являются теоретические положения автора о чувственной основе обучения движениям дошкольников. Все приёмы, разработанные А. В. Кенеман, основаны на мышечных ощущениях. Она считает, что приёмы развития познавательной деятельности будут способствовать осознанному восприятию движений и их воспроизведению.
В теории и практике физического воспитания детей дошкольного возраста идет поиск обновленных форм организации и методов обучения движениям, в которых усиливаются элементы творчества, самореализации ребенка. В исследовании Л. М. Коровиной рассматривается проблема совершенствования двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий. Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками. Это помогает детям открывать личностные смыслы в физических упражнениях, подводит детей к самостоятельной организации досуга.
Любое двигательное действие является результатом сложного управления человеком своими собственными движениями. По мнению В. К. Бальсевича, развитие локомоторной функции человека, как одной из форм проявления жизнедеятельности организма, подчиняется общим законам развития, раскрытых в рефлекторной теории И. М. Сеченова, в трудах И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, в учениях о кольцевом управлении движений Н. А. Бернштейна, теории функциональных систем Г. К. Анохина.
Но наряду с общими закономерностями целостной системы, существуют и специфические частные закономерности развития элементов и структур двигательной деятельности. Изучение этих закономерностей способствует совершенствованию процессов управления развития движений на разных этапах онтогенеза.
Изучая особенности развития естественных движений человека (бег, ходьба, прыжки) В. К. Бальсевич делает вывод о том, что развитие биомеханических систем имеет колебательный характер возрастных изменений. Периоды роста степени согласованности элементов сменяются периодами их рассогласования. Этим он объясняет возрастно-половые различия в развитии основных движений у детей. Э. С. Вильчковский и В. К. Бальсевич показали, что в возрасте 5-6 лет в основном завершается формирование структуры движения в беге. Причём, правильные навыки бега дети усваивают раньше, чем ходьбы. Это, по всей видимости, связано с тем, что быстрый темп движений усваивается детьми легче, чем медленный. Лазанье формируется у детей уже к 2-ум годам (раньше некоторых других основных движений) и занимает ведущее место в жизни ребёнка (М. Ю. Кистяковская). По данным А. Д. Удалой наибольший прирост овладения навыком лазания наблюдается в 5 - 5,5 лет, причём родовые различия постепенно увеличиваются.
Прыжки относятся к движениям ациклического типа, характерной особенностью которых является ярко выраженная фаза полёта (Э. С. Вильчковский). В период от 4-х до 5-ти лет у детей обоего пола отмечаются наибольшие улучшения результатов. В период от 3-х до 4-х лет девочки имеют некоторые преимущества в качестве выполнения прыжка, с 5-ти лет мальчики начинают опережать девочек, к 7 -ми годам эта разница, по данным Э. С. Вилъчковского, достигает 3% (данных о прыжке в высоту с разбега нет).
Таким образом, систематизируя выше изложенное о формировании основных движений : (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания) у детей 3-7 лет, можно прийти к заключению, что обучение основным движениям является важнейшим показателем и условием полноценного развития ребёнка. Изучение возрастных показателей развития движений детей дошкольного возраста, проводилось с разных теоретических позиций и показало, что способность к овладению движениями у дошкольников тесно связана с возрастными периодами, и параллельно возрасту возрастают количественные показатели в технике движений, приближаясь к данным взрослых.
Исследования О. Г. Аракеляна, Е. Н. Вавиловой, Э. С. Вильчковского показали, что повышение уровня двигательной подготовленности тесно связано с совершенствованием содержания и методов обучения основным движениям. Причем, освоенные в детстве двигательные навыки иногда сохраняются на всю жизнь. Эго объясняется тем, что наряду с совершенствованием функциональных возможностей организма, происходит формирование координационных механизмов, обеспечивающих слаженную деятельность двигательного аппарата. Поэтому обучение движениям необходимо начинать с раннего возраста, соблюдая принцип адекватности предполагаемой обучающей информации уровню развития занимающихся.