Марченко Ольга Владимировна
Ориентировка в пространстве незрячих и слабовидящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентирование в пространстве зависит от способностей и умений ребёнка оценивать изменяющуюся окружающую обстановку, представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов, определять свое положение относительно каждого из них; от знания конкретных методов ориентировки и умения перемещаться в окружающем мире.
Среди важных задач для педагога по пространственной ориентировке следует выделить :
Публикация «Ориентировка в пространстве незрячих и слабовидящих детей» размещена в разделах
- обучение незрячего и слабовидящего ребёнка ориентированию в пространстве и навыкам мобильности;
- подготовку, по возможности, к самостоятельной жизни;
- обучение умению успешно адаптироваться в разнообразных социальных условиях, типичных для дома, школы, общественных мест.
При этом восприятие пространства рассматривается как сложный процесс, результатом которого является осмысление совокупности различных видов ощущений: зрительных, слуховых, двигательных, обонятельных и т. д.
Обычно, для создания целостного образа требуется его многократное повторение.
Следует выделить три компонента ориентировки, наиболее значимые для детей с депривацией зрения:
1. Осознание своего тела и своих движений.
2. Понимание окружающего пространства.
3. Способность понимать поступающую из окружающего мира информацию для самостоятельного перемещения.
Рассмотрим каждый из этих компонентов подробнее.
Осознание своего тела и своих движений. Освоение пространства начинается с осознания того, что «Я – есть», «Я существую», с постепенным представлением о себе. Ребенка необходимо учить ощущать свое собственное тело, его части: голову, руки, левую и правую ноги и пр. Ребенку дают понять, что можно повернуть голову, а можно повернуться всем телом; повернуться направо, налево - и это будут два разных пути; что можно стоять, сидеть, лежать.
Обучая ребёнка удовлетворять свои естественные потребности, формируя элементарные навыки самообслуживания, дается первичное представление о своем теле.
Понимание окружающего пространства. Ребёнок с депривацией зрения начинает знакомиться с окружающим пространством через предметы ближайшего пространства (микропространство).
Способность использовать поступающую из окружающего мира информацию для самостоятельного перемещения. Очень важно для детей с нарушениями зрения развитие тактильных, слуховых, кинетических, вибрационных ощущений, чувства равновесия, моторики, чувствительности рук и ног.