Александра Киреева
Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования: развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой. Развитие образной речи играет важную роль в подготовке детей к школе, где она является необходимым условием успешной учебы.
Дошкольный возраст – это тот самый период, во время которого важно развивать образную речь ребенка.
Публикация «Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Именно в старшем дошкольном возрасте речь у ребенка достигает высокого уровня, повышается словарный запас, количество простых распространенных и сложных предложений, вырабатываются внимание к грамматическим ошибкам, умение осознанно контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом [1, с. 15].
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Психологи и педагоги в своих исследованиях показывают, что «к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, развивается понимание образной стороны речи» [1, с. 24–25].
В то же время ученые отмечают, что замечается несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои впечатления, переживания, мысли.
Наряду с этим, ничто так не обогащает образную речь ребенка, как сказка. Особое место в устном народном творчестве занимают волшебные сказки.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками – в работах А. В. Запорожца, Т. А. Репиной, Л. Я. Панкратовой, Л. М. Гурович.
В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей : М. Г. Буняковой, В. М. Водовозовой, Н. В. Гавриш, М. Г. Кургановой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой и многих других.
Объект исследования: процесс развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: волшебная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить влияние волшебной сказки на развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой;
2) рассмотреть понятие «образная речь»;
3) выявить своеобразие волшебной сказки как жанра устного народного творчества;
4) рассмотреть методику развития образной речи посредством волшебной сказки;
5) выявить уровень сформированности образной речи детей данного возраста;
6) провести серию занятий по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; эксперимент; беседа; диагностика уровня сформированности образной речи детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №44» г. о. Саранск в старшей группе детского сада.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 Теоретические основы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой
1.1 Понятие образной речи
Образность речи – это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).
Образные средства – это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).
Образная речь строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение.
Умению пользоваться образной речи нас учат писатели и поэты. В чем же заключается особенность использования языковых средств художниками? За счет чего им удается достичь красочного описания написанного?
Отвечая на эти вопросы, мы помним, что под образной речью понимается умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитета, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко и точно выражать свои мысли и чувства.
Употребление при описании тропов (от греч. тропос. (образ.) слова, употребленные в переносном, образном значении) придает написанному красочность. Они служат для наглядного изображения ситуаций, явлений, элементов, описании природы, разнообразных событий [2, с. 400].
Иногда ошибочно считают, что тропы используют лишь для изображения необычных картин. Тропы могут служить как яркие средства реалистического описания. В таких случаях «даже самые обыкновенные на первый взгляд слова начинают обретать очень большую выразительную силу и красочность» [6, с. 145].
Для стилистической оценки тропов важна не их условная красивость, а их органичность в тексте, обусловленность их содержанием произведения.
В то же время важно заметить, что в художественной речи используется своеобразный стилистический прием, когда писатель намеренно отказывается от тропов и употребляет все слова только в их точных значениях.
Такая художественная речь, в которой все слова используются в прямом значении, называется автологической.
Отсутствие тропов в речи не является свидетельством того, что она невыразительна и бедна. Все зависит от умения их использовать. Однако если писатель не использует тропов, то важную роль начинает играть наблюдательность самого автора, его умение подчеркнуть характерные детали, точность словоупотребления и другое. А в речи, которая насыщена тропами, мастерство писателя проявляется в правильной метафоризации, привлечении различных стилистических приемов для создания ярких художественных образов.
Изучение образной речи требует детальной характеристики всех тропов, которыми наш язык очень богат. Писатели могут «одни и те же предметы и явления изображать совершенно по-разному, их художественные образы всегда самобытны, неповторимы» [6, с. 140].
В творчестве каждого художника один и тот же предмет может получать воплощение в совершенно различных тропах.
Если же образное словоупотребление начинает повторяться и те или иные тропы становятся привычными, они могут закрепится в языке, как новые значения слова (время летит, вихрь событий) или стать фразеологизмами (совесть заговорила, как две капли воды). Такие тропы называют общеязыковыми в отличии от авторских. Причем любой троп может стать общеязыковым. При этом прямое значение слова стирается, а иногда утрачивается совсем. Поэтому употребление языковых тропов не рождает в нашем представлении художественных образов, от чего они мало интересны в стилистическом отношении.
Но бывают и такие тропы, употребление которых нежелательно, потому что они не только не создают образа, но и делают язык невыразительным.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии образной речи. Под образностью речи понимается умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли, чувства, свою точку зрения.
1.2 Своеобразие волшебной сказки как жанра устного народного творчества
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости : «За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни» [9].
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
В сказках дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Любая сказка должна быть занимательной, необычной и выражать победу добра над злом, ложь над правдой, жизни над смертью. Незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету, все события в ней доведены до конца.
Волшебная сказка – самая традиционная и самая популярная разновидность народной сказки, в ней во всей полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся целостный художественный мир. Не удивительно, что, говоря «сказка» мы чаще всего имеем в виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с нами с малых лет [9].
Каждый ребенок уже с детства хорошо знает, что такое волшебная сказка. Раскрывая самый главный признак волшебной сказки, мы знаем, что перед нами вымышленный мир.
Волшебная сказка – это фантазии, полные чудес. Именно она переносит нас в необыкновенный волшебный мир, отключает от настоящего. Вспоминая строки из сказки «Царевна-лягушка» : «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь» Иван-царевич отправляется за Жар-птицей «сам не зная, куда» или за Василисой Премудрой «за тридевять земель, в тридесятое царство, в подсолнечное государство», а одна из сказок и вовсе называется «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что».
Художественное пространство сказки не имеет никакого отношения к реальному, оно максимально удалено от реальных мест: «близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли…» – излюбленная присказка. Столь же своеобразно и сказочное время : оно течёт не так, как настоящее, и может замедляться и ускоряться в зависимости от развития события. Отсчёт времени ведётся от одного эпизода к другому, от последнего значительного действия: «на другой день после свадьбы» («Царевна-лягушка», «на первую ночь» – после того, как царь посылает сыновей сторожить яблоки («Иван-царевич и серый волк», «на третью ночь» – после смерти отца («Сивка-бурка»). А иногда неизвестно даже, сколько времени прошло между событиями: «много ли, мало ли времени прошло – посылают Емелю опять за дровами» («По щучьему веленью»).
Исследователи полагают, что чудеса необходимы в сказке как раз для того, чтобы объяснить необъяснимое: мгновенные перемещения, превращения, победа слабого над сильным. При этом заслуги самого героя ничуть не вознаграждаются : ведь помощь он чаще всего получает за свою доброту, трудолюбие, смелость. Емеля пожалел щуку, Иванушка не побоялся трижды ночевать на могиле отца, Иван-царевич отпустил медведя, зайца и селезня. На протяжении сказки решается вопрос о ценности героя, он совершает ошибки и исправляет их, проходит множество испытаний, прежде чем получает заслуженную награду. Для того чтобы добро восторжествовало, герою приходится приложить немало усилий, а подчас и измениться самому. Сказка не просто констатирует победу добра над злом, не просто утверждает веру в торжество справедливости. Она показывает нелёгкий путь к этому справедливому положению вещей и тем самым формирует представление о том, каким должен быть и как должен поступать человек, иначе говоря – всю систему этических ценностей.
Для перехода от одного сюжетного эпизода к другому или характеристики героев тоже используются устойчивые формулы: «долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать». Мы уже упоминали о сказочных повторах, чаще всего троекратных: царевна-лягушка выполняет три задания царя, Иван – крестьянский сын трижды сражается с чудом-юдом, Андрей-стрелок трижды отправляется в путешествие: на тот свет, в тридесятое царство за котом-Баюном, а потом и вовсе «туда – не знаю куда». Используются в сказке и постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «верный конь», «мать сыра земля». Когда-то все эти приёмы облегчали задачу сказочникам, помогали удерживать сказку в памяти и привлекать внимание слушателей. Сегодня они помогают маленькому читателю, делают замысловатые сюжеты лёгкими для восприятия, развивают языковой вкус, воображение.
Верным является высказывание : «Пустая выдумка не увлекла бы никого, а сказки рассказывают издревле – их начало теряется во тьме веков». Очень важна привлекательность сказки для детей, так как развитие образной речи должно быть увлекательным для ребенка [11].
Таким образом можно сделать вывод, что волшебная сказка всегда была очень популярна и интересная для всех возрастов. Она придает нашей жизни красочность, помогает отвлечься от настоящего, а самое главное, она служит важным источником знаний. Именно благодаря волшебной сказки дети могут с удовольствие осваивать и обогащать свою образную речь.
1.3 Методика развития образной речи посредством волшебной сказки
Дошкольный возраст – это тот самый возраст, в котором очень важную роль играют сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы доброго и злого, прекрасного и безобразного. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от особенностей возраста ребёнка.
Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя её главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В сказках главное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.
Как писала О. С. Ушакова, «основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи» [3, с. 128]. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. При этом формирование образности речи проводится в единстве с развитием других качеств связного высказывания (структурного оформления и образной лексики в соответствии с выбранным жанром); обращается внимание и на понимание целесообразного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне. В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей.
Для развития образной речи Ушакова О. С. предлагала использование беседы.
Повышение уровня логического и наглядно-образного мышления детей обусловлено усвоением переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях. Этому способствует и параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждения о том, почему в загадке используются сравнения, во фразеологизме – различные словосочетания.
О. С. Ушакова выделила основную задачу развития образной речи – «заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть» [3, с. 142].
В старшей группе детей учат замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений. Дети данного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
При проведении данной работы важно учитывать следующее:
1. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли ее понять.
2. При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь детям почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
3. Знакомя детей с жанром рассказа, воспитатель должен раскрыть перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.
4. Вопросы воспитателя должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
Занятие начинается с ознакомления с содержанием сказки или его повторения. В зависимости от умений детей и уровня сформированности образной речи, используются методические приемы, такие как: беседа, вопросы, разгадывания загадок, творческие задания, пересказ, обсуждение последовательности действий в сказке.
В старшей группе так же проводится обучение воспроизведению сказки по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, активизирует поиск образных средств выражения и способов связи между предложениями. Рассказывание по серии сюжетных картин подготавливает детей к творческому рассказыванию.
Разработаны различные варианты предъявления серии сюжетных картинок для пересказа прочитанной сказки :
– на доске расположен набор картинок с перемешанными сюжетными моментами. Задача детей найти ошибки и расставить картины в нужной последовательности, сопровождая при этом свои действия пересказом;
– вся серия картинок расположена на доске, при этом открыта для просмотра только первая картинка. Задача детей пересказать сюжет первой картинки, а затем после открытия последующей, продолжить свой пересказ до тех пор, пока не откроется самая последняя.
Данные варианты предъявления серии сюжетных картин помогает детям проверить свои знания сказки, а также закрепить их. Дети учатся составлять распространенные предложения с однородными членами, а в процессе рассуждения увеличивается количество обобщенных слов и рост придаточных предложений.
Метод беседы по прочитанной сказке предполагает развитие умения правильно воспринимать произведение, формирование представления о персонажах, смысле их действий, о последовательности событий. На этой основе формируется умение связно и образно формулировать свою речь. Дети могут пересказывать сказку, объясняя настроение персонажей, их действия, последствия этих действий и их результаты.
Таким образом, в речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объём простых и сложных предложений, обогащается и совершенствуются образная речь. Важным моментом в развитии образной речи у старших дошкольников является увеличение количества обобщенных слов и рост придаточных предложений. За счет беседы и рассуждения дети понимают смысл сказки и роль персонажей в ней.
Список использованных источников
1. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2017. – С. 208.
2. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения / Ушакова, О. С. – М. : Вентана-Граф, 2015. – С. 485.
3. Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 288 с.
4. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой; худож. М. В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006 – 144 с. : ил.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
6. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – С. 139–144.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под редакцией Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – С. 200.
8. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – С. 189–191.
9. Куцина, Е. Чудо-обучайка. Рассказы и сказки для развития речи. Часть 2. 5-7 лет / Е. Куцина, Н. Созонова. – М. : Литур, 2014. – С. 32.
10. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. – М. : Стрекоза, 2015. – С. 16.
11. Аникин, В. П. Русская народная сказка. — М. : Учпедгиз, 1999. – С. 384.
12. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Просвещение, 2015. – С. 239.
13. Бизикова, О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. А. Бизикова. – Нижневартовск. – Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. – С. 93. – URL : https://www.biblioclub.ru
14. Крылова, Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи. – М. : Академия, 1999. – С. 403 – 409.
15. Нищева, Н. Н. Работа по картине на занятиях по развитию речи (для детей 5-6 лет) / Н. Н. Нищева // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 6. – С. 38–45.
16. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2013. – С. 256.
17. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи : метод. пособие / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2014. – 288 с.
18. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет : Программа. Конспекты. Методические рекомендации / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Сфера, 2014. – 272 с.
19. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Сфера, 2014. – 176 с.
20. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет : метод. рекомендации. // Л. Г. Шадрина, Н. В. Семёнова. – М. : Сфера, 2012. – 64 с.
21. Яшина, В. И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей 6 лет / В. И. Яшина // Хрестоматия по теории и методики развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – С. 456–461.
22. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – М. : Академия, 2016. – 448 с.