МААМ-картинки

Развитие нравственной культуры дошкольников средствами народных сказок

Зайцева Кристина
Развитие нравственной культуры дошкольников средствами народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье рассматривается представление о нравственности в педагогике. Выделяются особенности формирования нравственной культуры в дошкольном возрасте. Выделены основные приемы развития нравственной культуры ребенка. Определена роль народной сказки в развитии нравственной культуры дошкольника.

Публикация «Развитие нравственной культуры дошкольников средствами народных сказок» размещена в разделах

Ключевые слова: сказка, дошкольник, средство, нравственность, нравственная культура, народная сказка.

История постоянно напоминает человечеству, что нужно найти ответ на два главных вопроса:

- как жить?

- что хорошо и что плохо?

Помощников, с практической цели, для нахождения ответа на данные вопросы – является воспитание, посредством которого закладывается основа нравственного воспитания.

Человечество всегда стремилось к нравственности, потому что она является ощущением внутренней устойчивости и стимулом к существованию. Нравственность можно рассматривать как этическую сторону жизни человека, как живая сила, которая дает возможность пройти процесс осознания ее значимости, а также рассматривается с позиции главной задачи образования [3, с. 154].

На современном этапе постоянно ведется поисковая работа в направлении разработки технологий, методик и методов воспитания, но работа с нравственной и моральной составляющей подрастающего поколения во с времена остается центральной. И не смотря на это, уровень нравственности современного социума резко снижается. Может это связано с нами самими?

По мнению Т. И. Попова, воспитанием является не наставление и назидание, а смысл жизни. Воспитание начинается с самого себя и только потом можно приступать к воспитанию окружающих [2, с. 26].

Л. Ф. Островская отмечает, что в каждом ребенке присутствует какая-то сила, которая толкает его в правильном направлении и это связано с эмоциональной сферой самого ребенка. Эмоциональная сфера всегда несет в себе положительный заряд – если ребенок уже получал удовольствие от поступка, который он совершил, то он будет стремиться еще раз получить эту эмоцию, а значит, в нравственном воспитании дошкольника главную роль играет чувственная сторона, рассматриваемая как мотив поведения.

Помимо этого необходимо и адекватное оценивание ситуации. Каждый ребенок имеет представление о нравственности в виде таких категорий как переживание, благодарность или сожаление. Нравственная культура ребенка не строится жалости, сочувствии или порицании и это должен знать каждый воспитатель. На уровень нравственности можно влиять посредством поступков и поведения дошкольника и это им рассматривается как опыт.

Понимание нравственности необходимо не только в теоретическом плане, но и в практическом – вызывая чувства у детей посредством использования различных упражнений и игр. Главная цель таких упражнений – это формирование нравственного поведения, привычки и потребности. В результате у дошкольника вырабатывается умение использовать свой нравственный опыт лично дл себя и в процессе общения в социуме (сравнение свой оценки и оценки товарищей, т. е. происходит программирование личного поведения [1, с. 9].

Программирование дат возможность в процессе воспитания дошкольника произвести закрепление определенного типа поведения и мышления на определенное суждение.

Что можно использовать дл программирования и чтобы это соответствовало возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника?

Педагогика предлагает большое количество средств и методик : пример родителей, литература и пр., но самым оптимальным для дошкольного возраста является сказка. Ведь в сказке ребенок чувствует себя как в особой реальности, она стимулирует чувства и эмоции его. Посредством сказки можно раздвинуть реальность и в доступной форме показать ему сложное явление или ситуацию, которую трудно показать в других видах деятельности. Для ребенка они становятся доступными для усвоения, и он ощущает себя взрослым.

Сказка также дает возможность пополнить теоретические знания дошкольника – происходит знакомство с окружающим миром, чувствами и эмоциями, которые могут нести в себе положительный или отрицательный окрас. Сказка может влиять не только на сознание, но и поступок, вызывая желание у ребенка быть лучше и сделать хорошее для окружающих.

Моральный поступок героя сказки на своем примере формирует у дошкольника нравственное представление.

Значение формирования правильной оценки нравственных явлений весьма велико, так как дает правильную направленность в жизни. Нравственная оценка дает полное понимание многих жизненных ситуаций. Через чтение сказок дети знакомятся с основными нравственными понятиями : доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием нравственного отношения ко всему осуществляется комплексно в течение дошкольного возраста, да и вообще в течение всей жизни.

Таким образом, формируя правильную оценку нравственных категорий, мы воспитываем нравственную сторону в целом, на основе нравственной оценки ребенок строит свое поведение, отношение к окружающему миру и ко всем людям.

Список литературы

1. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. - М. : Просвещение, 1987. – 326с.

2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. - М. : Linka Press, 1998. – 197с.

3. Усова А. П. Роль сказки в воспитании детей. / Под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1976. – 107с.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Рецензия на квест-игру «По страницам русских народных сказок» Рецензия на организованную образовательную деятельность. Тема: «По страницам русских народных сказок». Направленность: познавательное развитие,.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие нравственной культуры дошкольников средствами народных сказок
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 16:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие нравственной культуры дошкольников средствами народных сказок» (включая файлы) размещена пользователем Зайцева Кристина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД