Зайцева Кристина
Развитие нравственной культуры дошкольников средствами народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается представление о нравственности в педагогике. Выделяются особенности формирования нравственной культуры в дошкольном возрасте. Выделены основные приемы развития нравственной культуры ребенка. Определена роль народной сказки в развитии нравственной культуры дошкольника.
Публикация «Развитие нравственной культуры дошкольников средствами народных сказок» размещена в разделах
Ключевые слова: сказка, дошкольник, средство, нравственность, нравственная культура, народная сказка.
История постоянно напоминает человечеству, что нужно найти ответ на два главных вопроса:
- как жить?
- что хорошо и что плохо?
Помощников, с практической цели, для нахождения ответа на данные вопросы – является воспитание, посредством которого закладывается основа нравственного воспитания.
Человечество всегда стремилось к нравственности, потому что она является ощущением внутренней устойчивости и стимулом к существованию. Нравственность можно рассматривать как этическую сторону жизни человека, как живая сила, которая дает возможность пройти процесс осознания ее значимости, а также рассматривается с позиции главной задачи образования [3, с. 154].
На современном этапе постоянно ведется поисковая работа в направлении разработки технологий, методик и методов воспитания, но работа с нравственной и моральной составляющей подрастающего поколения во с времена остается центральной. И не смотря на это, уровень нравственности современного социума резко снижается. Может это связано с нами самими?
По мнению Т. И. Попова, воспитанием является не наставление и назидание, а смысл жизни. Воспитание начинается с самого себя и только потом можно приступать к воспитанию окружающих [2, с. 26].
Л. Ф. Островская отмечает, что в каждом ребенке присутствует какая-то сила, которая толкает его в правильном направлении и это связано с эмоциональной сферой самого ребенка. Эмоциональная сфера всегда несет в себе положительный заряд – если ребенок уже получал удовольствие от поступка, который он совершил, то он будет стремиться еще раз получить эту эмоцию, а значит, в нравственном воспитании дошкольника главную роль играет чувственная сторона, рассматриваемая как мотив поведения.
Помимо этого необходимо и адекватное оценивание ситуации. Каждый ребенок имеет представление о нравственности в виде таких категорий как переживание, благодарность или сожаление. Нравственная культура ребенка не строится жалости, сочувствии или порицании и это должен знать каждый воспитатель. На уровень нравственности можно влиять посредством поступков и поведения дошкольника и это им рассматривается как опыт.
Понимание нравственности необходимо не только в теоретическом плане, но и в практическом – вызывая чувства у детей посредством использования различных упражнений и игр. Главная цель таких упражнений – это формирование нравственного поведения, привычки и потребности. В результате у дошкольника вырабатывается умение использовать свой нравственный опыт лично дл себя и в процессе общения в социуме (сравнение свой оценки и оценки товарищей, т. е. происходит программирование личного поведения [1, с. 9].
Программирование дат возможность в процессе воспитания дошкольника произвести закрепление определенного типа поведения и мышления на определенное суждение.
Что можно использовать дл программирования и чтобы это соответствовало возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника?
Педагогика предлагает большое количество средств и методик : пример родителей, литература и пр., но самым оптимальным для дошкольного возраста является сказка. Ведь в сказке ребенок чувствует себя как в особой реальности, она стимулирует чувства и эмоции его. Посредством сказки можно раздвинуть реальность и в доступной форме показать ему сложное явление или ситуацию, которую трудно показать в других видах деятельности. Для ребенка они становятся доступными для усвоения, и он ощущает себя взрослым.
Сказка также дает возможность пополнить теоретические знания дошкольника – происходит знакомство с окружающим миром, чувствами и эмоциями, которые могут нести в себе положительный или отрицательный окрас. Сказка может влиять не только на сознание, но и поступок, вызывая желание у ребенка быть лучше и сделать хорошее для окружающих.
Моральный поступок героя сказки на своем примере формирует у дошкольника нравственное представление.
Значение формирования правильной оценки нравственных явлений весьма велико, так как дает правильную направленность в жизни. Нравственная оценка дает полное понимание многих жизненных ситуаций. Через чтение сказок дети знакомятся с основными нравственными понятиями : доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием нравственного отношения ко всему осуществляется комплексно в течение дошкольного возраста, да и вообще в течение всей жизни.
Таким образом, формируя правильную оценку нравственных категорий, мы воспитываем нравственную сторону в целом, на основе нравственной оценки ребенок строит свое поведение, отношение к окружающему миру и ко всем людям.
Список литературы
1. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. - М. : Просвещение, 1987. – 326с.
2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. - М. : Linka Press, 1998. – 197с.
3. Усова А. П. Роль сказки в воспитании детей. / Под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1976. – 107с.