Татьяна Журавлева
Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В образовательном учреждении проблемами взаимодействия с семьей занимаются все субъекты воспитательно-образовательного процесса: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты, задачей которых является создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания и многое другое. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольном учреждении, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единство, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Трудно переоценить в создании такой согласованности роль семьи, ведь семья, как первый институт социализации, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.
Темочки:
Педагогов волнует проблема исчезновения в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет их, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис возможно путем взаимодействия двух социальных институтов – семьи и детского сада. Важно, чтобы и дома, и в детском саду ребенок не сталкивался с насилием, а встречал понимание и заботу, привлекался к посильному труду, поддерживался его интерес к познанию окружающего мира. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, овладение культурным наследием страны, привитие ему нравственных норм, традиций народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.
На волне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает большие экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогического знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогического коллектива дошкольного учреждения направлены:
• на улучшение семейного микроклимата;
• формирование положительных взаимоотношений в семье, полноценной личности ребенка;
• повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
• осуществление подготовки ребенка к школе.
На основании нормативно – правовых документов педагогический коллектив стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах личности ребенка.
ЦЕЛЬ инновационной деятельности образовательного учреждения:
взаимодействие и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел воспитателей, родителей и детей. Только совместная кропотливая работа детского сада и семьи может дать положительные результаты.
ЗАДАЧИ:
создать необходимые условия для эмоциональной и психологической защищенности детей;
содействовать развитию и укреплению семьи как социального института;
разработать систему взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической культуры;
привлекать родителей к сотрудничеству и участию в воспитании детей.
Развитие сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Содержание и формы взаимодействия с семьями воспитанников обсуждаются и фиксируются в годовом плане дошкольного образовательного учреждения.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ НА 2014 – 2015 учебный год
Месяцы Содержание работы
1 2
Август 1. Знакомство с семьями воспитанников (составление анкет, знакомство с группой)
Сентябрь 1. Общее родительское собрание (знакомство родителей с педагогами, с основными задачами на учебный год, с традициями детского сада)
2. Совместная деятельность родителей и детей «Как мы отдыхали и трудились летом» (оформление в виде альбомов, папок-передвижек)
Октябрь 1. Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается!»
2. Конкурс поделок «Огородные фантазии»
3. День Здоровья.
Ноябрь 1. Круглый стол «Формирование мотивационной готовности детей к обучению грамоте»
2. Выставка рисунков ко Дню Матери «Рисуем маму вместе с папой»
3. Изготовление кормушек «Покормите птиц зимой!»
Декабрь 1. Стендовые консультации «Советы доктора Айболита»
2. Конкурс поделок «Мастерская Деда Мороза»
3. Участие родителей на новогодних утренниках в качестве сказочных героев.
Январь 1. Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам развития у детей коммуникативных способностей»
2. Презентация в группе «Праздники в моей семье»
Февраль 1. Спортивное развлечение «Мы с папой можем все!»
2. Фотовыставка «Мой папа был солдатом»
3. День открытых дверей.
Март 1. Фотовыставка «Моя мама выше всех!»
2. Участие в выставках, конкурсах, в праздничных мероприятиях детского сада
Апрель 1. Организация работы по благоустройству территории детского сада.
2. День здоровья.
Май 1. Выставка рисунков «Цветы на солдатском поле»
2. Общее родительское собрание «Итоги учебного года»
3. Выпускной бал.