Ирина Кулакова
Развитие речи детей в игровой деятельности посредством работы над мелкой моторикой
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей в игровой деятельности по средствам работы над мелкой моторикой
В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. С малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». «Рука это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «. он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук.»
Публикация «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством работы над мелкой моторикой» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Речь формируется под действием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику, то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы, выше способности, он будет хорошо выполнять самую тонкую работу, а рука его будет готова к письму.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.
Привычным набором для развития мелкой моторики принято называть плетение, лепку, нанизывание бусинок, колец, шнуровка, конструкторы, мозаика, вырезание из бумаги и картона. При выполнении перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту и в общении. Два последних – безымянный и мизинец – в повседневной деятельности обычно пассивны, хотя проекция каждого из пальцев руки в отдельности в двигательной области коры головного мозга достаточно велика. И оставляя эти два пальца вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность своей работы. Поэтому особое внимание отдаю пальчиковой гимнастике.
Пальчиковые игры небольшие стихи, сопровождаемые движением пальцев рук, такие игры хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Пальчиковая гимнастика проводится каждый день.
Манкография - занимательное занятие для детей любого возраста.
На манке можно выводить буквы и цифры,рисовать цветы,лучики и т д. Это занятие весьма увлекательное и долгое. Можно это делать пальчиком, а можно с помощью трубочки от коктейля или рисовать крупой на манке. Можно спрятать в манку немного цветного риса, и дать ребенку найти цветные зерна.
Кинетический песок или цветной песок (из манки)– замечательнейший материал для детского творчества! Это и массаж для ладошек, и развитие мелкой моторики и богатство тактильных ощущений. Можно делать песочные фрески, или насыпные узоры в бутылке
Как же сделать цветной песок в домашних условиях из манки?. Для его изготовления нам понадобились: - манная крупа - пищевые красители - вода - миска - блендер Растворяем в миске пищевой красители с небольшим количеством воды. Добавляем манку и перемешиваем. Подкрашенную массу засыпаем в блендер. Пара секунд и цветной «песок» из манки готов. Повторяем процедуру для того количества красителей, которые есть в вашем распоряжении
РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ! Эта игра подойдет для детей 2,5 года и старше. Для игры понадобится шнурок и "бусы" сделанные из пластиковых трубочек. Нарежьте трубочку на кусочки и покажите как нанизывать их на шнурок, чтобы получились бусы. Дети постарше могут "нарезать" бусы самостоятельно!
МАССАЖНЫЕ ПЕРЧАТКИ.
«Массажные перчатки» помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников. Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка. Для изготовления «Массажных перчаток» понадобились лишь перчатки, бусы и пуговицы.
Дети любят выполнять задания, связанные с практикой, они рады помочь взрослым, учатся самостоятельности, приобретают практические навыки, необходимые в жизни.
Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.
Кроме всего сказанного хочется отметить, что на ладони находится множество биоактивных точек, массажируя их, мы стимулируют работу организма человека.
Вывод
Работа по развитию мелкой моторики должна проводится систематически воспитателями и родителями. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес к играм и приведёт к положительному результату в развитии мелкой моторики.