Альбина Котова
Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте посредством мотивации педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте через мотивацию педагога»
Педагог - психолог
ГБДОУ № 46 Котовой А. А.
«…Ребенок не символизирует в игре,
но желает, исполняет желание,
пропускает через переживание
основные категории действительности»
/Л. С. Выготский/
Слово «игра» в языке разных народов имеет разное значение. У греков – действия свойственные детям, у евреев – понятие о шутке и смехе, у римлян – радость, веселье.
Публикация «Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте посредством мотивации педагога» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
- Игра – это своеобразная деятельность людей, посредством которой ребенок активно отражает окружающую жизнь. Отражение обнаруживается в содержании игры, в ролях, обращении с вещами.
- Игра – форма приобретения и уточнения знаний. Игра возникает не сама собой, отражает то, что знают.
- Игра – мыслительная деятельность. Всякий мыслительный процесс направлен на решение задачи. Такой задачей в игре является замысел, сюжет игры. В игре происходит глубокий анализ действительности с последующим обобщением и связным отражением.
- Игра – это деятельность, отражающая действительность путем ее активного преобразования.
- Игра – это своеобразное сочетание вымысла детей, с тем равнением на реальность, которую они отражают в игре. Игра является творческой деятельностью. Ребенок не просто отражает жизнь, по-своему кое-что изменяет, придумывает.
- Игра – средство усвоения ребенком ряда практических навыков, средство формирования положительных черт характера.
- Игра – отражение жизни. В обстановке игры, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.
Пример: игра «больница» - ребенок по-настоящему переживает «болезнь» мишки; игра «дочки-матери» - «мама» ухаживает за своим ребенком, проявляет заботу, любит, жертвует ради него.
По результатам исследования российских психологов 40% детей-дошкольников вообще не понимают, что такое ролевая игра, только 10% семилетних детей полноценно могут играть.
Исходя из концептуальных основ ФГТ, игра – ведущий вид деятельности детей дошкольников. Особое внимание уделяется развивающему значению сюжетно-ролевой игры. Игра, по мнению Л. А. Венгера, как и любая деятельность, не только предполагает наличие у человека определенных способностей, но и создает условия для их дальнейшего развития, что отвечает современным требованиям к построению образовательного процесса (из ФГТ «сам процесс должен строиться на адекватных возрасту формах и видах деятельности»).
Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.
И тем не менее мы вынуждены констатировать, что дети практически не играют.
Причины редукции сюжетно-ролевой игры у современных дошкольников :
1. Наблюдается разрыв и эмоциональное отчуждение между поколениями детей, родителями и прародителями (повышенная занятость взрослых);
2. Появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка;
3. Сокращается возможность включения дошкольников в совместную деятельность и общение с более старшими детьми (исчезновение «дворовых» компаний);
4. Появление новых форм досуга ребенка, вытесняющих игровую деятельность (телевидение, мультфильмы, компьютерные игры);
5. Повышение ценности высокоинтеллектуального развития в обществе, в связи с чем родители стараются начать обучение ребенка как можно раньше ( пример: подготовка к школе с четырех лет).
«Редукция игры» в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития детей-дошкольников, поэтому необходимо формировать более серьезное и ответственное отношение к детской игре как у педагогов, родителей, бабушек и дедушек, так и на уровне государственно-образовательной политики. Отношение взрослого к игре ребенка является важным фактором становления его игровой деятельности.
У нас возникла необходимость изучения отношения родителей и прародителей дошкольников к детским играм.
Выбор родителей, бабушек и дедушек, а не воспитателей в качестве испытуемых обусловлен тем, что именно родители, бабушки и дедушки наиболее близки к ребенку и оказывают самое сильное влияние на его развитие. Нашей задачей стало изучение представлений родителей и прародителей об игре ребенка-дошкольника.
Нами была предпринята попытка выделить среди родителей и прародителей группы, различающиеся по отношению к игре дошкольников. В качестве респондентов выступили родители и прародители двух подготовительных групп. Всего 38 семей. Согласно результатам нашего исследования можно выделить следующие три типа отношений родителей и прародителей к игре
1. Отношение к игре как к неотъемлемой части детства без признания ее уникального значения (игра как признак детства) – 14 человек. Эта группа родителей и прародителей относятся к игре положительно, только сами активности в игровом взаимодействии не проявляют.
2. Отношение к игре как важному занятию для развития ребенка дошкольного возраста (игра как полезное занятие) – 21 человек. Данная группа родителей и прародителей имеет достаточно адекватные представления об игровой деятельности дошкольника, а также положительно относятся к игре и относительно активны в игровом взаимодействии с ребенком.
3. Негативное отношение к игре дошкольников (игра как бесполезное занятие) – 3 человека. Это самая малочисленная группа родителей и прародителей. Они в недостаточной степени осведомлены о значении игры для ребенка и негативно относятся к игре ребенка.
С целью выявления игровых интересов и предпочтений мы провели исследования среди детей. Респондентами были дети двух подготовительных групп. (Рис. 1)По популярности игры распределились следующим образом:
1. Компьютерные игры;
2. Конструктивные (лего);
3. Ролевые: Барби, Флора, Винкс – у девочек, супер-герои, Черепашки-Ниндзя, Человек-Паук – у мальчиков;
4. Подвижные (догонялки, прятки, футбол);
5. Настольно-печатные (лото).
Анализируя предпочтения в играх мальчиков и девочек можно говорить о значительно большем числе выборов среди мальчиков – компьютерных игр как самых любимых. Наше общество меняется все быстрее и быстрее, мы едва успеваем констатировать эти изменения, но замечаем, что возникают новые игры, адресованные мальчикам. И в этих играх отражены изменения, порожденные техническим прогрессом. Реальность меняется и мы обнаруживаем, что изменяется роль и место игры в нашей жизни.
Проведенный анализ содержания детской игры подтвердил предположение о том, что собственно-ролевая игра, моделирующая социальные отношения (роль которой специально подчеркивал Д. Б. Эльконин, сегодня явно уходит из игровой деятельности старших дошкольников.
Изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игры передавались от старших к младшим, теперь редкость ( по результатам социальной диагностики 2011-2012 учебного года: из 199 семей – 11 многодетных).
Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть.
Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр.
В играх современных дошкольников отсутствует профессиональный сюжет (повар, моряк, почтальон, то есть из игр уходит воспроизведение какой-либо трудовой деятельности. Современным дошкольникам не понятны профессии своих родителей (риэлтор, экономист).
Все это свидетельствует, к сожалению, о том, что:
1. Игра перестает быть средством вхождения в мир взрослых, ведь именно действуя в игровой роли, как взрослый ребенок отождествляет себя с ним, моделируя его жизнь.
2. Дети не понимают профессиональной значимости труда родителей, предпочитают роли телевизионных героев и компьютерных игр, а социальная жизнь перестает быть содержанием их игровой деятельности.
3. Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.
«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства». /М. фон Эбнер-Эшербах. /
4. «Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить». /А. Грин/.
В современных психолого-педагогических исследованиях показало, что игра,как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой,а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».
Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.
Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми.
Второй принцип: воспитатель должен играть на протяжении всего дошкольного возраста.
Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Эти принципы «повиснут в воздухе» если воспитатели не будут грамотно руководить детской игрой. Один из методов комплексного руководства игрой был предложен /Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой/.
Комплексный метод руководства формирования игры
Схематично комплексный метод представлен в виде круга, разделенного на две половины: одна (1,2) – базовые условия, благодаря которым у детей возникает мотив игры, вторая (3,4) – обеспечивает вариативное и творческое решение игровых задач, построение их в разные по содержанию сюжеты.
Условия, подготавливающие игру, включают первые два компонента:
1. Обогащение реального опыта детей в их активной деятельности.
2. Обогащение игрового опыта детей в совместных играх с педагогом.
Условия, побуждающие к самостоятельному развитию игры включают следующие два компонента:
3. Организация и преобразование предметно-игровой среды.
4. Активизирующее общение взрослого с детьми.
Источник игры – реальная жизнь детей (то есть игра начинается с первого компонента, второй компонент помогает жизненные впечатления перенести в условный воображаемый план, 3 и 4 компоненты не только ставят детей перед необходимостью использовать прошлый опыт, вариативно и самостоятельно воспроизводить ранее полученные впечатления, а также побуждают детей обращаться вновь к жизни за новым опытом.
Пример: игра «Шофер».
В условиях комплексного руководства формированием развития игры раскрываются все ее резервы, направленные на развитие и воспитание детей.
Схема комплексного метода руководства формирования игры. <Рисунок 2>
<Рисунок 2>
Рассмотрев подход к руководству игрой дошкольников можно сделать следующие выводы:
игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий;
- ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры – общими способами ее осуществления;
- игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер.
Необходимые условия: наличие предметно-развивающей среды, наличие времени в режиме дня, играющий педагог.
Что должен делать психолог, чтобы игра, как основной вид деятельности детей-дошкольников «не уходила», а оставалась ведущим видом деятельностив детском саду.
Существует много известных приемов и способов как заинтересовать игрой взрослых. У меня есть свое авторское пособие, которое я использую в работе с воспитателями на тренинговых занятиях. Это самодельные авторские штоковые куклы. Почему штоковые? Эти куклы удобны в работе, как детям, так и взрослым. Опытным путем я выбрала такие размеры кукол, чтобы с одной стороны их было удобно держать, с другой можно «закрыться» куклой, спрятаться. Это особенно необходимо застенчивым или тревожным. На моих тренинговых занятиях воспитатели не просто сидят и выполняют задания, а активно взаимодействуют (и в этом мне помогают куклы). Это уводит педагога с позиции пассивного усвоения умений и навыков на позицию творческой активности. Основным принципом организации просвещения педагогов является органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процессе практической деятельности. Цель моих тренинговых занятий – развитие мотивации к игре. Тренинг способствует освоению воспитателями первичных приемов самодиагностики и способов самораскрытия, осознанию своих индивидуальных особенностей и оптимизации отношений к себе и своей личности.
Основными задачами в работе с воспитателями являются:
• Развитие эмоциональной сферы
• Развитие коммуникативных навыков
• Создание условий для проявления импровизационно-пластической свободы
• Закрепление стиля активного овладения личностно ориентированной позицией в общении с детьми.
Назначение тренинга – на основе конкретных навыков и умений педагогов по установлению эффективных контактов с воспитанниками выстроить работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов воспитателей, актуализировать изменения их педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми. Тренинг дает возможность каждому педагогу проиграть с куклой образ, состояние, пережить определенные эмоции.
Формы работы при проведении тренинговых занятий:
• Упражнения
• Этюды
• Игры
• Импровизации
Делая общий вывод, хочу заметить: о значительных сдвигах говорить пока рано, но определенная положительная динамика имеет место быть. Наблюдения за деятельностью педагогов в группах показывает включенность их в игровой процесс, что может свидетельствовать о повышении интереса к игре у самих педагогов. В ходе тренинговых занятий изменилось отношение воспитателей к игровому пространству и атрибутам. Нам удалось «развернуть педагогов лицом» к детской игре. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.
Мои советы, как психолога:
- для игры важна практика, играйте с детьми как можно чаще;
- приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения;
- поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками;
- обратите особое внимание на неиграющих детей;
- дети благодарны не столько взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику;
- в игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку (педагогу полезно ошибаться при детях и даже «вылетать» вместе с другими ошибающимися детьми из игры);
- воспитатели должны радоваться шумной активности детей (детям интересно – возникает желание играть).
Играйте с детьми! Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их воспитатели не всегда были взрослыми. И мы становимся ближе друг к другу.
Список литературы:
Эльконин Д. Б. «Психология игры» /М., 1978г/
Недоспасова В. А. «Растём играя» /М., «Просвещение» 2002г/
Скоролупова О. А., Логинова Л. В. «Играем?. Играем!» /М. -2005г/
Букатова В. М. «Игры для детского сада» /С-Пб., «Речь» 2009г/
Новосёлова С. Л. «Игра дошкольника»- /М. 1989./
Усова А. П. «Роль игры в детском саду» /М. «Просвещение» 1981г/