Елена Болычева
Развитие навыков имитации у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение имитации при аутизме.
Многие эксперты сходятся на том, что обучение имитации — это важнейшая цель при помощи детям с аутизмом. Классический способ обучения детей с аутизмом имитации действий сводится к тому, чтобы научить ребенка реагировать на инструкцию «Сделай так». Взрослый говорит: «Сделай так» — и показывает действие, потом помогает ребенку повторить это действие, а затем награждает верную попытку имитации каким-то поощрением, например, лакомством или любимой игрушкой. Такой подход используется в рамках поведенческого метода «обучение отдельными блоками». В рамках этого метода обучение имитации проводится за счет многократных повторений.
Публикация «Развитие навыков имитации у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Этот подход эффективно помогает детям начать учиться новым навыкам с помощью имитации. Проблема в том, что он не включает социальную роль имитации.
Обучение имитации в естественной среде.
Другой подход к обучению имитации — это обучение в естественных ситуациях, во время социального взаимодействия. Основа для этого подхода:
- включение интересов ребенка, следование за тем, что интересно ребенку;
- мотивация ребенка имитировать;
- подкрепление социальной роли имитации.
Развитие навыков имитации ребенка дома.
Для развития навыков имитации ребенка специалисты могут обучать родителей тому, как поощрять детей имитировать функциональные действия с игрушками (первый этап имитации). Функциональные действия — это действия с игрушками, которые ожидаются от ребенка, например, катать машинку, строить башенку из кубиков, вставлять фигурки в отверстия сортера.
В рамках такого подхода обучение проходит, когда родители:
-наблюдают за действиями ребенка с игрушками и предметами;
-имитируют действия ребенка, это позволяет начать коммуникацию, мотивирует ребенка и помогает ему уделять внимание действиям родителей, потому что они используют ту игрушку, которая ему нравится; имитация действий ребенка часто приводит к тому, что ребенок начинает имитировать действия родителей, и это дает начало взаимодействию;
-используют подсказки, чтобы помочь ребенку имитировать, — например, ждут 10 секунд, чтобы посмотреть, не начнет ли он имитировать сам, и используют подсказку «рука на руке» при необходимости;
-поощряют ребенка к дальнейшему взаимодействию с помощью энтузиазма и преувеличенных, подчеркнутых позитивных эмоций;
-комментируют, называют действие ребенка;
Имитация с предметами — это первый шаг в обучении имитации, потому что она проще для детей с аутизмом, чем другие виды имитации, такие как имитация жестов, мимики или звуков. Следуя за предпочтениями ребенка, можно научить его имитировать самые разные действия с игрушками, к которым он проявляет интерес.
Такое обучение также развивает игровые навыки ребенка и закладывает фундамент для навыков общения с ровесниками в будущем. Более того, такая ежедневная практика дома означает, что ребенок чаще практикуется, а значит он с большей вероятностью начнет самостоятельно применять этот навык в повседневной жизни.