Ксения Дементьева
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогике нет не талантливых и не способных детей. Просто у каждого ребенка талант и способности выявляются по-разному. А о музыкальном даровании хочется говорить отдельно. У кого-то уже на первом году жизни музыкальность проявляется достаточно ярко, развиваются быстро и легко, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальное воспитание - дело не спешное, потому что способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие музыкальных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность — это значит «завести» механизм формирования способностей.
Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие). Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности : мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.
Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Основы музыкальной культуры закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, - она звучит и на непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному развитию и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты.
Музыкально - дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время НОД по музыке. Знакомство детей с правилами игры, ставиться перед ними определенная дидактическая задача. Усвоенные на НОД правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.
Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Они тактично направляют ход игры, следят за взаимоотношениями играющих, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.
Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу, «Кошки и мышки», «Колобок», «Знакомые песни». С подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живёт?».
При объединении детей следует учитывать особенности каждого. Например, малоактивный и застенчивый ребёнок отказывается включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение организовать игру только для двоих. (Например, «Матрёшки».)
Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо, в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо, а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Естественно, для организации музыкальной игры необходима соответствующая материально-техническая база. Например, можно рекомендовать к использованию следующий перечень материалов для детей 6-7 лет :
пособия для воспитанников младших, средней, старшей групп;
музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
портреты композиторов;
иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;
альбомы детского творчества: «Мы рисуем и поем»;
графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
альбомы для рассматривания: «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты», «Опера», «Балет», «Времена года» и т. п. ;
музыкально-дидактические игры :
-на развитие звуковысотного слуха: «Лесенка», «Бубенчики», «Три медведя», «Кого встретил колобок?»;
-на определение характера музыки (настроения, жанров: «Удивительный светофор» (дети спят, маршируют, пляшут, «Что звучит: песня, танец, марш?», «Три танца»;
-на развитие тембрового слуха : «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю?», «Наш оркестр», «Музыкальный магазин»;
-на развитие динамического слуха : «Громко-тихо запоем»; «Громко-тихо заиграем», «Громкая и тихая музыка»;
-на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Ритмические кубики», «Ритмическое лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные молоточки» и др.
-на закрепление полученных знаний: «Сладкий колпачок», «Назови композитора» и др.
Системное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста очень многосторонний и увлекательный процесс педагогики и внедрение вышеизложенных технологий даёт весьма положительный результат, что делает возможным рекомендовать данные материалы к использованию в профессиональной деятельности педагогов ДОУ.