Анастасия Москаленко
Развитие музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста в процессе музицирования
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. Развитие музыкальной одаренности
Актуальность работы: в современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.
Как и в любой другой области, начальное музыкальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой.
Публикация «Развитие музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста в процессе музицирования» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
В литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов : снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке» [35].
Так же можно заметить, что многие дети бросают музыкальную школу, проучившись 2-3 года, в старших классах.
Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске педагогами и психологами новых подходов, разработке методик в области музицирования с дошкольниками для увеличения интереса к обучению и повышения одаренности воспитанников.
Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению изменившиеся требования. Среди его задач появились и иные, отвечающие насущным запросам человека. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
· создание условий, предоставления шанса каждому человеку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
· творческое развитие его природной музыкальности;
· высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
· помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Кроме того, понимание сущности и смысла музицирования в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого.
Т. Э. Тютюнникова в своей книге пишет: «Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения, у которого есть высокая миссия открыть каждому свою дорогу в музыку» [35 с. 7].
Такое понимание целей и задач музыкального обучения вытекает из нового взгляда на образование и обучение вообще, из определения его содержания с точки зрения самого человека и его потребностей.
Цель: разработать программу обучения детей дошкольного возраста музицированию.
Объект исследования: музыкальная одаренность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: музицирование с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
Задачи исследования:
1. провести обзор литературы с целью определить понятия «музыкальная одаренность» и «музицирования» как вида творческой деятельности;
2. произвести планирование экспериментального исследования;
3. изучить уровень музыкальной одаренности детей дошкольного возраста;
4. разработать и реализовать программу детского музицирования в условиях дошкольной образовательной организации;
5. обобщить результаты исследования.
База исследования:
Этапы исследования:
I этап – констатирующий (сентябрь 2014г.) диагностический срез.
II этап – формирующий (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.) реализация педагогических условий (управленческих действий).
III этап – контрольный (апрель 2015 г.) контрольный срез, динамика показаний).
Практическая значимость: исследование может представлять интерез для воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций, а также студентов педагогических учебных заведений.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.