Лучший педагог года

Развитие музыкального мышления, активизация умственных способностей

Татьяна Скрягина
Развитие музыкального мышления, активизация умственных способностей
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное мышление как деятельность представляет собой процесс преобразования звуковой реальности в художественно-образную. Оно определяется нормами музыкального языка, «наполняется «языковым содержанием», поскольку его материалом становятся элементы и правила данного языка, и предстаёт как «языковое мышление», как реализация в действительности специфической «музыкально-слуховой способности». Такое понимание музыкального мышления полностью согласуется

Публикация «Развитие музыкального мышления, активизация умственных способностей» размещена в разделах

Восприятие музыки тесно связано с умственными затратами, так как требует внимания, наблюдательности, сообразительности. В специальной музыкальной литературе можно встретить термин «музыкальное мышление», который подчёркивает осознанное переживание (восприятие).

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка» (В. А, Сухомлинский)

Музыка – средство активизации умственных способностей.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями об обществе. Природе, быте, традициях и пр. Очень важно подбирать грамотные и образные слова и выражения, чтобы, как можно доходчивее объяснить ребёнку замысел композитора. «Если бы музыку можно было сказать словами, её не надо было бы писать», - это изречение принадлежит Ф. Мендельсону, поэтому я стараюсь не пересказывать музыку, а углубить её восприятие именно музыкальным движением.

Когда я ставлю перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности.

На развитие музыкального мышления влияют и знания и представления о мире. Поэтому я стараюсь очень серьёзно подходить к планированию музыкально – образовательной деятельности, тщательно продумываю темы занятий, досуговой деятельности, праздников. Например:

Тематические занятия:

«В стране разновысотных звуков»

«Чувства и настроения в музыке»,

«Цирковое представление»

«Осенняя сказка» (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмического слуха)

«Девочка в цветах»

«В гости к волшебнице»

«В гости к гномам» (музыкально – ритмическое занятие)

Развлечения и праздники

«В содружестве муз»,

«Осень - невидимка»,

«Бал весенних красок

«Прогулка по осеннему Петербургу»,

«Прогулка по Летнему Саду»

«Осень в Царском селе»,

«Залив разбушевался»,

«Новогодние приключения Руслана и Людмилы»,

«Дети на необитаемом острове»

«Русская ярмарка»,

«Масленица»,

«Русское чаепитие» и другие.

Развивая ребёнка эстетически и умственно, я стараюсь поощрять даже самые незначительные творческие проявления, которые в дальнейшем, развиваясь, будят воображение и фантазию.

Для поощрения у меня есть музыкальная шкатулка, в которой прячутся разноцветные нотки. В конце занятия я раздаю эти, как называют дети, «призовушки». Ребёнок должен собрать ровно 7 ноток. Затем мы их выкладываем на клавиатуру и наигрываем мелодию, так как каждой ноте соответствует цвет радуги (до – красный, ре – оранжевый и т. д.)

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников Считается, что это система естественного оздоровления организма. Ее можно отнести к к альтернативному направлению медицины, которая лечит.

Презентация «Приемы активизации умственных способностей детей. Музыка и живопись» Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются.

Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. Игры и упражнения для детей старшей группы Найди игрушку В игре могут.

Картотека игр. Игры для развития умственных способностей с использованием конструирования СДЕЛАЙ КАК Я Это простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потребуются основные.

Консультация «Приемы активизации умственных способностей дошкольников» Приемы активизации умственных способностей используются при решении логических речевых задач, при рассматривании картин и слушании музыкальных.

План родительского собрания «О развитии умственных способностей детей средствами занимательной математики» ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ТЕМУ: «О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ».

Практикум «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня мы рассмотрим игры и упражнения, направленные на умственное воспитание дошкольников и способствующие развитию восприятия, внимания,.

Программа дополнительного образования по развитию умственных способностей у детей «Умничка» Программа дополнительного образования по развитию умственных способностей у детей «Умничка» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ФГОС ДО в качестве основного.

Развитие творческого мышления и творческих способностей дошкольников Развитие творческого мышления и творческих способностей дошкольников Аннотация В статье проведен анализ развития творческого мышления.

Возрастные особенности детей 2–3 лет: развитие речи и умственных способностей, характеристика поведения Детки 2-3 лет - личности более зрелые и понятные. Благодаря своим бесконечным наблюдениям они познакомились и освоились во внешнем мире,разработали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкального мышления, активизация умственных способностей
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 10:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкального мышления, активизация умственных способностей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД