Галина Мохова
Практикум «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы рассмотрим игры и упражнения, направленные на умственное воспитание дошкольников и способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
1. Игры на развитие мелкой моторики
2. Игры на развитие восприятия
3. Игры на развитие внимания и памяти
4. Игры на развитие мышления и воображения
Темочки:
- Игры для детей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько целей. Это и развитие внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов. В процессе использования предлагаемых игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой.
Игры на развитие мелкой моторики
Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.
Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. Эти игры особенно важны, так как для многих детейсвойственные нарушения мелкой моторики, что в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании двигательной основы речи
Игры с баночками и коробочками, с пирамидками, с стаканчиками, с матрешками, с рамками-вкладышами, с мозаикой, с конструктором, с прищепками, с палочками и т. д.
Пальчиковые игры
Игры на развитие восприятия
Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности.
Восприятие цвета
Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»
Цели: учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет (синий цветок, Желтый карандаш и т. д.) размером 10x10, карточки цветов 10x4
Ход игры
Перед детьми (ребенком) кладется образец - цветная Карточка (ряд цветных карточек). Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он (они) должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.
Восприятие формы
«Дай такой»
Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков.
Оборудование: любой детский конструктор (мягкий из поролона, пластмассовый, деревянный).
Ход игры
Педагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (ящик, корзинку, мешочек, перемешивает их, а затем вынимает по одной детали, показывает ребятам и предлагает им найти среди своих деталей (у каждого ребенка так же стоит коробочка с различными деталями) такую же: «Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу, говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор пока все детали не будут выбраны из коробок.
Восприятие величины
Задания на сравнение общей величины предметов и таких параметров как высота, длина, ширина, толщина.
Три медведя
Цель: учить выделять величину предмета, соотноси предметы по величине.
Оборудование: три игрушечных медведя разной величины, по три кровати, тарелки, чашки, стула соответствующей величины.
Ход игры
Перед детьми появляются три медведя: «Тук-тук. Kто там? Вот Мишка. Мишка большой. Мишка - папа», «Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Поменьше. Мишка - мама», «Туктук. Кто там? Вот Мишка. Мишка маленький». Затем педагог предлагает детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание на соотношение величин: «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький. Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький - стул маленький».
Затем дети самостоятельно расставляют тарелки, раскладывают ложки («Кому большую тарелку, большую ложку?», укладывают медведей спать.
Восприятие пространственных отношений
Что находится вокруг домика: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, близко, далеко?
Найти похожие картинки (по расположению фигур, предметов)
Выполнение команд на движение рук, ног, головы, туловища. Понимание команд на движение.
Работа с понятиями: справа и слева, вверху – внизу, далеко – близко и т. д.
Развитие тактильно-двигательного восприятия и вибрационной чувствительности
Тактильные яблоки
Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие.
Оборудование: 20 маленьких яблок из разного материала, прикрепленных к матерчатой яблоне (размет яблони: 60x58 см, размер яблок: 5,6x5,6 см)
Ход игры
Педагог предлагает ребенку поиграть. Касаясь яблок на яблоне, дети должны определить идентичные пары. Проверить правильность выбора можно по идентичным рисункам, напечатанным на обратной стороне каждой пары.
Так же может быть использована различная крупа, зашитая в яблоки.
Игры на развитие внимания и памяти
Эти игры направлена на развитие внимания, они формируют у дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.
Поиск по памяти
Цель игры: развить память, координацию, внимание.
Необходимые материалы и наглядные пособия: различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки).
Ход игры
Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите ребенку, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска.
Игра «На стол! Под стол! Стучать!»
Игра развивает слуховое внимание ребенка.
Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.
Игра "Сделай, как я!"
Игра на развитие памяти и внимания.
Играть можно взрослому с ребенком, а можно научить детей, чтобы они играли парами. Каждому игроку выдается по 6 счетных палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только счетные палочки, но и пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т. д.
Запаздывающее зеркало
Цель игры: развить внимание, координацию, умение сосредоточиться. Игра способствует общению и пониманию.
Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья, количество которых соответствует количеству участников игры.
Ход игры
Сначала в этой игре необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (сначала даже лучше, если это будет кто-то из старших). Ребята усаживаются на стулья в одну линию. Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.
Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку). Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен будет показать какое-нибудь новое (например, встать и сесть). С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры — ускоряться.
Игры на развитие мышления и воображения
При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического.
Играем в вопросы
Вопросы на развитие образного мышления, воображения.
- «На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т. п.)
Вопросы на осмысление явлений окружающего мира.
- «Для чего?» (Для чего дети ходят в школу) – «Что такое?» (Что такое свет) – «Что это значит?» (Что означает «угрожать»).
Вопросы на выявление причинно – следственной связи.
- «Что будет, если. ?» (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если трамвай начнет петь)
Вопросы на выявление аналитического мышления.
- «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня)
Упражнение -утверждение «И вдруг что–то случилось…»
Пример «Сказки о живых буквах»: «В одной сказочной стране жили живые буквы. Как выглядит буква «А»? Какая у нее шапочка, ботинки, сумочка? Как выглядит буква «Б»? Нарисуй домики для букв. В чем их различие? В чем сходство? Представь, что однажды в теплый летний день «А» отправилась в гости к «Б». И вдруг что–то случилось. Что же именно произошло?
Упражнения-фантазии «Придумай загадки».
Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха (одной фразы, сказки). Например: «Сказка-загадка про ЭТО». «Это, живое и ласковое, однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое».
Придумай графические загадки.
Угадай, что нарисовано, и дорисуй недостающие детали: на основе линии любой формы; на основе геометрической фигуры; на основе части целого (например, нарисован лист – дорисуй остальное); на основе целого нарисуй частное (например, нарисованная машина – дорисуй недостающие детали) и т. п.
Придумай конструкторские загадки (из бумаги, проволоки, бисера, ткани и т. п.).
На что похожа эта композиция?
Упражнения-фантазии «Что было бы, если?»
- Что было бы, если заговорили деревья? – Что было бы, если все время шел дождь? – Что было бы, если у детей не было карманов? – Что было бы, если весь мусор, который ты бросил, прилепился к одежде? – Что было бы, если все умели летать?
Упражнения «Образная пластика и развитие воображения».
Главные темы образной пластики: «Я – воздух (свет, вода, человек, растение, зверь, рыба, насекомое, предмет, явление и др.).Что можно изображать: состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны; особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки; действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку; взаимоотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист); облачного (огненного, деревянного) человечка; фонарь, который то светит, то гаснет; потерянную иголку.