Папки-передвижки

Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей

Ирина Горбунова
Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей.

Игры и упражнения для детей старшей группы

Найди игрушку

В игре могут принимать участие 10— 16 человек.

Дидактическая задача.

Учить ориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты.

Материал.

1. Фланелеграф или магнитный мольберт.

2. Вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольников, 16 маленьких квадратиков, обозначающих стол воспитателя, детские столы и стулья в групповой комнате.

3. Игрушечный волчок или любая другая игрушка.

Публикация «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей» размещена в разделах

4. Маленький красный кружок, с помощью которого на плане отмечается, куда спрятана игрушка.

Ход игры. Воспитатель сидит за своим столом, дети — за маленькими столами.

Педагог при участии детей выкладывает на фланелеграфе или магнитном мольберте план групповой комнаты. Обозначив окна и двери, помещает на определенное место большой прямоугольник — свой стол, далее — маленькие прямоугольнички и квадратики — детские столики со стульчиками (при этом педагог называет имена детей, сидящих за каждым столиком).

Поэлементное выкладывание вводится с целью облегчить ориентировку дошкольников среди идентичных объектов, которыми являются маленькие столики.

Затем один из детей выходит за дверь, а воспитатель вместе с осталь-ными играющими прячет игрушку (например, волчок) и делает на плане отметку красным кружком. Пользуясь этой отметкой, водящий отыскивает игрушку.

Водящими по очереди становятся все дети.

Примечание. При отсутствии фланелеграфа или магнитного мольберта, может быть использован план, который воспитатель рисует на листе бумаги при детях.

Чье это место?

В игре могут принимать участие 10— 16 человек.

Дидактическая задача. Учить ориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты.

Материал.

1. Фланелеграф или магнитный мольберт.

2. Вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольничков, 16 маленьких квадратиков, 2 маленьких красных кружка.

Ход игры. Проводится в той части групповой комнаты, где находятся стол воспитателя и два ряда детских столов со стульями. Сначала воспитатель вместе с ребятами выкладывает на фланелеграфе или магнитном мольберте план комнаты (см. описание игры «Найди игрушку»). Затем отмечает кружочком место одного из детей и предлагает ребенку, сидящему на этом месте, встать.

Вариант игры («Поменяйтесь местами», Воспитатель отмечает на плане два места за различными столиками и предлагает детям, сидящим за этими столиками, поменяться местами.

Примечание. Игра «Поменяйтесь местами» может проводиться после игры «Чье это место?», если последняя не вызывает у дошкольников затруднений.

«Секреты»

В игре могут принимать участие 2— 6 человек.

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться по плану в реальном пространстве участка детского сада.

Вариант I.

Материал.

1. План участка детского сада, на котором проводится игра. На плане схематически изображены находящиеся на участке предметы: песочница, клумба, качели и т. п. Кроме того, в план могут включаться имеющиеся на участке песочные или снежные постройки. Всего должно быть 9—10 предметов.

2. Игрушки-«секреты», которые должны быть спрятаны.

3. Красные кружки, которыми на плане отмечаются места расположения «секретов».

Ход игры. Взрослый показывает план участка и вместе с детьми устанавливает соответствие изображений на плане реальным предметом. Затем педагог говорит, что на участке спрятаны игрушки-«секреты», а на плане красными кружками обозначены места, где они находятся. Двум-трем детям предлагается отыскать эти «секреты». Каждый ребенок выполняет свое задание (по своему кружку).

Выигрывает тот, кто быстрее всех отыщет свой «секрет».

Вариант II.

Материал.

1. Общий план двух смежных участков детского сада (своего и соседней группы, на котором схематически изображено 10—12 предметов: беседки, песочницы, веранды, столы и т. д.

2. Игрушки-«секреты», которые должны быть спрятаны.

3. Красные кружки, которыми на плане отмечаются места расположения «секретов».

Ход игры такой же, как и в предыдущем варианте.

«Перевертыши»

Игра проводится по подгруппам в 4- 6 человек.

Дидактическая задача. Учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

1. Наборы карточек по 8-16 штук, одинаковые на каждого ребенка.

В каждом наборе должно быть 4 одинаковые карточки. Например, если набор состоит из 8 карточек, то в него входят 4 карточки с одним изображением и 4 с другим. Каждое изображение расположено таким образом, что – бы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

2. Карандаши.

Ход игры.

Воспитатель раздает карандаши и наборы карточек, предлагает поиграть в игру «Перевертыши». Объясняет ее правила. На карточках изображены фигурки. Каждую из них можно превратить в любую картинку. Для этого к каждой фигурке можно пририсовать все, что угодно, но так, чтобы получалась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.

Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, педагог дает образец (для показа лучше выбрать фигурку, которой нет на карточках у детей). Например, воспитатель может показать детям, как прямоугольник превратить в вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель, придав прямоугольнику вертикальное положение, воспитатель показывает, как его можно превратить в окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т. д.

Когда дети выполнять задание – закончат дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками – педагог предлагает взять карточки с другой и т. д.

Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки.

Сочиняем сказку

В игре принимает участие вся группа.

Дидактическая задача. Учить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.

Материал. Разноцветные кружки (каждому ребенку — по 3 кружка, разных цветов; отдельные цвета у детей могут повторяться).

Ход игры. Воспитатель раздает детям цветные кружки: при первом проведении упражнения по два, при следующих —- по три. Кружки у всех детей разного цвета, например у одного — красный, коричневый и желтый, у другого — синий, зеленый и желтый, у третьего — белый, красный, зеленый и т, д.

Педагог говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый сочинит сказку про своего героя.

Каждому ребенку надо посмотреть на свои кружки, придумать, кого они могут обозначать, и сочинить про них историю. При этом следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки тоже должны быть разными.

Воспитатель дает дошкольникам на обдумывание 5—7 минут и начинает опрос. Выслушивает всех детей, поощряет за оригинальность ответа, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков.

Если дети затрудняются при выполнении задания, педагог дает образец сказки, обращает внимание на соответствие персонажей цвету кружков, на соблюдение структуры сказки (зачин, кульминация, развязка, на оригинальность происходящих событий.

Упражнение можно проводить неоднократно, меняя цвета кружков у каждого ребенка.

Кому что нужно?

Упражнение можно проводить по подгруппам в 5—7 человек и со всей группой.

Дидактическая задача. Учить создавать в воображении образы предметов и ситуации на основе восприятия схематических изображений отдельных предметов.

Материал. Несколько больших картин со схематически изображенной ситуацией. Под каждой ситуацией — несколько схематически изображенных предметов. Например:

1. Мальчик, сидящий за столом. Под этим изображением нарисованы круг, прямоугольник, палочка, человечек.

2. Двое детей. Под этим изображением нарисованы круг, палочка, животное, человечек.

3. Девочка в лесу. Внизу — схематическое изображение домика, животного, гриба.

4. Мальчик в доме. Внизу — схематическое изображение животного, человека, машины, книги (прямоугольник).

5. Девочка во дворе. Внизу — схематическое изображение машины, человечка, шарика.

Ход игры. Воспитатель показывает детям одну картину и говорит: «Перед вами неоконченная картина. Надо придумать и рассказать, кто здесь нарисован, что он (она) делает. Для этого надо использовать какой-нибудь предмет из нарисованных внизу».

Дети по очереди выбирают одно из маленьких схематических изображений под картиной, придумывают, что это такое, и составляют рассказ. Например, если ребенок выбирает в первой картине изображение круга, то он может рассказать, что мальчик сидит за столом, перед ним тарелка и т. п. Можно придумать иначе: перед мальчиком стоит чашка и он пьет чай и т. д.

Педагог должен ориентировать детей на создание разных историй по одному и тому же схематическому изображению под картиной.

На одном занятии следует разобрать одну картинку с одним набором схематических изображений.

Разные постройки

Игра проводится по подгруппам в 5—6 человек.

Дидактическая задача. Учить детей варьировать в воображении образы предметов.

М а т е р и а л. Каждому ребенку дается по три одинаковых комплекта, состоящих из 4—5 деталей строителя (например, в один комплект могут входить два кубика, брусочек, две треугольные призмы). Важно, чтобы у одного и того же ребенка комплекты повторялись полностью.

Ход игры. Дети рассаживаются за столиками. Каждому ребенку воспитатель дает по три одинаковых комплекта деталей и говорит, что сейчас они будут сооружать разные постройки. Каждый ребенок может сделать три разные постройки.

Дети, начинают строить. Если они затрудняются при выполнении задания, воспитатель дает образец различных построек из одних и тех же деталей, например из брусочка и двух кубиков сооружает дом, кукольный диван, машинку, ворота и т. д.

После того как все выполнят задание, педагог вместе с детьми рассматривает постройки и отмечает те, где наиболее интересно использованы детали.

Игру можно повторить, предложив для построек другие комплекты деталей.

Шоферы

В игре принимает участие вся группа детей.

Дидактические задачи. Учить придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации.

Учить рассказывать о воображаемых событиях.

Материал. Рули для «шоферов», стульчики, изображающие машины.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы поиграем в игру «Шоферы». Я буду диспетчером. С каждым шофером могу связаться по радио, каждый из своей машины может ответить на все мои вопросы. Садитесь с свои машины». Затем говорит озадаченно: «Уже вечер, а мне только что сообщили, что завтра на рассвете на дальнее поле необходимо отправить много больших машин грузить зерно. Поедут все. Путь очень сложный, уже темно, придется ехать по лесу, затем по полю, по самому краю речки, по деревне. Надо отправляться сейчас же. Пока вы будете ехать, я все время суду с вами держать связь».

Педагог задает вопросы в зависимости от той конкретной ситуации, с которой тот или иной ребенок находится: «Какие пункты проехали?», «Что видно впереди?», «Не надо ли отдохнуть?», Хватит ли бензина?» и т. д.

Публикации по теме:

Презентация «Приемы активизации умственных способностей детей. Музыка и живопись» Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются.

Развитие сенсорных способностей у детей 2–4 лет через дидактические игры и упражнения .

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.

Игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР В последние годы количество детей с ограниченными возможностями.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель Петрова Лилия Владимировна Представляю.

Картотека игр. Игры для развития умственных способностей с использованием конструирования СДЕЛАЙ КАК Я Это простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потребуются основные.

План развития умственных способностей в процессе подготовки и обучения грамоте с детьми 5–6 лет Данный план включает в себя два раздела: Развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу слов.

Практикум «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня мы рассмотрим игры и упражнения, направленные на умственное воспитание дошкольников и способствующие развитию восприятия, внимания,.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазания, ползания и прыжков у детей дошкольного возраста «Хитрая лиса» Дети встают в круг примерно в шаге друг от друга. За пределами круга выбирается место, которое будет домиком хитрой лисы.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазанья, ползания и прыжков у детей. Часть 3 Упражнения и игры для развития навыков пражков в младшей группе. №1 Прыгай - хлопай! Цель: прыгать ритмично,указанным способом Ход игры:Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 15:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Горбунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД