Виктория Гриценко
Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников с использованием техники «боди перкуссия»
▼ Скачать + Заказать документы
Вы когда-нибудь начинали непроизвольно топать ногой, хлопать в ладоши или шлепать себя по бедрам, отдавшись ритму любимой мелодии? Это и есть перкуссия тела (body percussion) – самая древняя форма музыки, вдохновленная нашим сердцебиением, пульсацией крови и дыханием.
Техника Вody percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает ученику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников с использованием техники „боди перкуссия“» размещена в разделах
Но музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Руки и ноги всегда при нас, а чувство ритма у человека врожденное. Более того, чаще всего мы играем непроизвольно. Это отличный способ повеселится и сблизиться с окружающими. Не даром перкуссия тела стала частью музыкальной терапии и тренингов по тимбилдингу. Кроме того, это отличный способ изучить собственные физические возможности и самовыразиться.
Вся наша жизнь – это ритм. Музыку создают как маленькие дети, играющие в ладушки, так и резвящаяся толпа футбольных фанатов на стадионе. И чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто звучать и двигаться в такт или попробовать написать свою мелодию.
Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных направлений.
Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы. В музыкальных школах каждый ученик первоначально осваивает такие музыкальные элементы как ритм, метр, темп и именно движения собственного тела помогают ему в этом (отбивает ритм ладонями, ногой и др.).
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это
топот ногами или притопы различной силы,
похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру,
хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями,
щелчки пальцами.
После того как музыкант начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются
пощёчины с открытым и закрытым ртом,
клацанье языком,
свист,
стук.
И это далеко не полный перечень звуков, легко воспроизводимых любым человеком при помощи собственного тела. Изменяется окраска звука и от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук. В итоге опытный перкуссионист овладевает большой палитрой звуков и умелое их чередование даёт потрясающий эффект единой музыкальной канвы.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела.
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.