Наталия Варлашкина
Развитие мотивации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система образовательной деятельности представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствуют оптимальные соотношения взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО. Одной из форм нашей работы является мотивация.
Публикация «Развитие мотивации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников : выявлено шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума.
Вот эти шесть механизмов:
Поощрять исследование окружающей среды
Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
Хвалить ребёнка за совершённые достижения
Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
Стимулировать языковое и символическое общение.
Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.
Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности. Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту : игра, труд, художественная, образовательная, продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :
Первый тип — игровая мотивация— «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
Создание этой мотивации строится по схеме : Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь). Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации — помощь взрослому— «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Создание мотивации строится по схеме : Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце можно подчеркнуть, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня». Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его. Например: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме: Вы показываете детям, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на «День матери». Вы хотите подарить маме такую же? И мы показываем, как можно её изготовить.
Использование всех типов мотивации с использованием игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности наших воспитанников.
Также следует соблюдать следующие принципы мотивации детей :
нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).
обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Вот так, можно использовать игровые персонажи. Использование игровых персонажей не может существовать без игровой мотивации, они взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда ребят.
К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
должны соответствовать возрасту детей;
должны быть эстетичными;
должны быть безопасными для здоровья ребёнка;
должны иметь обучающую ценность;
должны быть реалистичными;
не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости;
игровых персонажей не должно быть много.
Детское стремление общаться и помогать игрушке существенно увеличивает активность и заинтересованность. В начале образовательной деятельности можно использовать психологические тренинги, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Идею психологического тренинга можно менять, но не слишком часто.
Предлагаю вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.
Начало образовательной деятельности может быть лёгким пожатием рук по кругу, передай сигнал, маленькое четверостишие о дружбе. Ребята могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное.
Психологический тренинг:
«Волшебный клубочек».
Ребята сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.
«Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу ребята берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
В конце образовательной деятельности можно также использовать психологические тренинги. Ребятки наша встреча подходит к завершению я бы хотела услышать от вас, как изменилось ваше настроение, что вы чувствуете сейчас, какие упражнения вам понравились, какие нет. А вы хотели бы встретится еще? А продолжить наше занятие? Я благодарю вас за вашу работу. Давайте попрощаемся. Я предлагаю похлопать друг друга по плечу и сказать «Пока, до новых встреч».
В нашей работе мы все активно используем информационно - компьютерные технологии, это позволяет нам повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей : умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.
ИКТ также используется, как средство повышения мотивации к образовательной деятельности.
Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в детском саду, но и в нашей группе. Использование компьютера позволяет нам активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширять возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Во время приема детей в группу в утреннее время мы мотивируем детей, используя минутки вхождения. Минутки вхождения проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Минутки вхождения:
формируют эмоциональную способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;
снимают тревогу в период адаптации ребенка к детскому саду;
развивают осознанное, ответственное отношение к режимным моментам;
развивают самостоятельность и сотрудничество;
повышают саморегуляцию и самоконтроль;
повышают общий эмоциональный фон и улучшают психологический климат в группе.
Предлагаем вам несколько минуток вхождения для использования в режимных моментах.
Приветствие сопровождается движениями, ребята стоят в кругу. «Здравствуй». Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх) Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг) Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер) Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой) Здравствуй наша большая семья (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
«Друг». Собрались все дети в круг, Я — твой друг и ты — мой друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Также, необходимо уделить внимание предметно-пространственной среде группы, например, преобразовывать её по теме недели, чтобы поддерживать мотивацию ребенка. Все это даёт возможность детям самостоятельно, задуматься и выбрать вид деятельности. Также, детям интересны уголки, созданные для самостоятельной деятельности детей.
Уголок познания, где находятся развивающие игры, картинки, наглядный материал.
Уголок художественной деятельности (творчество по рисованию, лепке). Занятия в этом центре стимулирует творческое развитие ребенка, развивая воображение и фантазию.
Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями.
«Научный» уголок, пробуждает любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт.
Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время со сверстниками.
Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий формирует у детей основные компетентности и повышает результативность мотивацию воспитательно-образовательного процесса.