Екатерина Габбасова
Развитие межполушарных связей у дошкольников с нарушениями зрения посредством нейроигр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие межполушарных связей у дошкольников с нарушениями зрения посредством нейроигр
Учителя-дефектологи:
Темник Н. Б. ,
Габбасова Е. А.
Публикация «Развитие межполушарных связей у дошкольников с нарушениями зрения посредством нейроигр» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Опыт работы с детьми в условиях коррекционного учреждения, свидетельствует о том, что наряду с нарушениями зрения, речи, ОДА, значительно увеличивается количество детей, имеющих низкую концентрацию внимания, трудности в запоминании, неспособность сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание.
По мнению нейропсихологов, в большинстве случаев это не связано с особенностями характера ребёнка. Причины этих и многих других проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга и функционированием межполушарных связей.
Межполушарные связи – что это?
Все вы знаете, что Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции, обратите внимание на слайд
Левое полушарие (логическое)отвечает за речь, логику, анализ, математические способности.
Правое(интуитивно-чувствующего) отвечает за восприятие информации на слух, креативность, образное мышление. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий, которое обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
По статистике левополушарных людей, т. е. тех, у кого правая рука ведущая, в природе большинство. Также встречаются люди правополушарные, у которых ведущая рука левая. Это говорит о том, что полушария взаимодействуют друг с другом слабо, одно из них берет основную нагрузку на себя, а другое практически бездействует, а с возрастом блокируется. Однако амбидекстрам (1%) не присуще выделение ведущей руки для выполнения деятельности. Функционирование обеих рук одинаково и выполняется с одинаковой силой и точностью. Слаженная работа интуитивного видения и логического анализа даёт таким людям определённые преимущества.
Основное развитие межполушарных связей формируется в возрастном периоде от 3 до 8 лет - у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка?
Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия.
Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи.
Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария
Практическая часть.
Первым блоком программы развития межполушарного взаимодействия является блок "Движение" – через комплексы специальных игр и упражнений мы как бы проходим сначала двигательное развитие ребенка.
Для начала мы предлагаем вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений на развитие межполушарных связей, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью да наоборот».
Колечко
Ладошки
Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.
Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.
Варианты усложнения задачи:
Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.
А для детей старшего возраста, у которых уже отработаны элементарные движения, мы используем более сложные варианты, вот например, одна из них.
Также используя кинезиологические упражнения с детьми младшего возраста кулак-ладонь, с использованием геометрических фигур. более сложного уровня, например: Кулак-ребро-ладонь (Поэтапность: Сначала одной, потом другой, потом вместе)
Второй этап работы по развитию межполушарного взаимодействия это "Моторика" –, направленный развитие моторики ребенка, позволяющее активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности занятий синхронизации работы полушарий.
Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. И как я уже говорила, что сейчас в продаже есть специальные тренажеры для развития межполушарного взаимодействия.
Для «хождения по дорожкам» можно использовать мелкие игрушки, фишки, крышечки и др.
Упражнение «Проведи по линиям»
Задания для ребенка:
-проведи по линии правой рукой;
- проведи по линии левой рукой;
- проведи по линии двумя руками одновременно;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)правой руки;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)левой руки;
- провести по линии указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами)обеих рук.
В старшем дошкольном возрасте материал заданий усложняется, так ребёнку предлагается зеркальное рисование
«Цветные дорожки, прямой и обратный счёт, разноцветные камни. Игры, выполняемые двумя руками «Повтори узор» с помощью фишек
Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.