Алексеева
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед Алексеева Е. А.
Тогучин
2021
Межполушарное взаимодействие.
«Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения»
Сиротюк Л. А., доктор психологических наук
Общеизвестно, что развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон - мозолистым телом, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон (около двухсот миллионов, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями.
Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть много, вот несколько из них:
- болезни матери, стресс во время беременности;
- родовые травмы;
- болезни ребёнка в первый год жизни;
- психотравмирующие ситуации.
Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
• инфантильность;
• отсутствие познавательной мотивации;
• задержка умственного развития;
• поведенческие нарушения;
• моторная неловкость;
• логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).
Практика показывает, что в последние годы увеличивается количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Поэтому педагоги, в частности учителя-логопеды, ищут и используют новые методы и приемы в коррекционной работе. Одна из методик, которую я активно использую в своей деятельности – кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Кинезиология
«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.
С помощью упражнений ребенок становится более внимательным, быстрее учится читать и писать, память улучшается, повышается ветроустойчивость.
Стоит отметить, то занятия с детьми проводятся индивидуально. Точность и правильность выполнения заданий имеет очень большое значение. Сами занятия усложняются, если виден прогресс.
Основные задачи кинезиологии:
- Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;
- Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;
- Развитие речи, навыков письма и чтения;
- Развитие памяти, внимания, мышления;
- Формирование навыков для обучения;
- Повышение продуктивности деятельности;
- Устранение дислексии, стресса, апатии;
- Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста;
- Формирование пространственных представлений;
- Формирование произвольности;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Создание положительного эмоционального фона.
При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения.
Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:
1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале я сама должна «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.
2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время. Чаще всего я использую их в качестве физминутки во время коррекционно-развивающих занятий.
3. Заниматься ежедневно.
4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Следует отметить, что эта практика не требует материальных затрат, удобна в применении, органично вписывается в структуру занятий, а главное - дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.
Важно отметить, что данную методику я применяю к детям с трудностями в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом.
Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.
Поэтому укрепление межполушарного взаимодействия – важная составляющая коррекции детей с различными нарушениями.
Мишель де Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»? Это когда все отделы мозга работают слаженно, синхронно.
В работе с детьми я использую некоторые виды упражнений.
1 блок: Кинезиологические упражнения
(упражнения основаны на переходе из одной позиции в другую)
«Кулачки – ладошки» («Лягушка»)
Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони, сжимаем, разжимаем
«Кулачки – ладошки в воздухе»
Упражнение по типу предыдущего, но обе руки расположены вертикально и движения происходят- удерживая руки на весу.
«Кулак – кольцо»
Одновременно двумя руками руки совершают следующие действия: кулак-
кольцо (большой и указательный пальцы, кулак-кольцо (большой и средний пальцы,
кулак- кольцо (большой и безымянный пальцы, кулак- кольцо (большой палец и мизинец, затем в обратном направлении.
«Кастрюлька – крышечка»
Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька», другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма.
«Лайк – кольцо»
Одна рука – в кулаке, большой палец вверх (лайк, вторая рука- кольцо из большого и указательного пальца, хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Зайчик – кольцо»
На одной руке пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. На второй руке кольцо из большого и указательного пальца. Хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Лесенка»
Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках.
Соединяем большой палец с указательным (кончиками, затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.
«Лезгинка»
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.
«Дом – ёжик – замок»
Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
2 блок: Цепочки движений
При выполнении упражнений у ребенка имеется зрительная опора, которая помогает контролировать порядок выполнения движений. Ребенок выполняет друг за другом все упражнения по порядку (ладонь- хлопнуть в ладоши, кулак- стукнуть двумя кулаками по столу, нога- топнуть двумя ногами).
3 блок: Использование дорожек-трафаретов, тренажеров.
Блок 4: Игры
«Покажи одновременно двумя руками одинаковые картинки»
Блок 5: Рисование двумя руками
Способы рисования:
- рисование палочек, движения рук от центра к краям,
- рисование палочек, движения рук от краев к центру,
- рисование волнистых линий, движения рук от центра к краям,
- рисование волнистых линий, движения рук от краев к центру,
- рисование фигур (круги, квадраты, треугольники, движения рук от центра к краям,
- рисование фигур (круги, квадраты, треугольники, движения рук краев к центру.
Существует огромное количество прописей, рабочих тетрадей, которые можно использовать для работы. Я скачала, распечатала и использую их в работе.
Блок 6: Упражнения для развития крупной моторики
«Ухо – нос» Правая рука касается кончика носа, левая – мочки
правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.
«Ножницы» Перекрестные движения руками перед собой, меняя
правую и левую руки.
«Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить
упражнение 8–10 раз.
«Перекрестная ходьба» Медленная перекрестная ходьба, при выполнении которой дети попеременно касаются правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть –
колено». Как варианты: пальцы обеих рук смыкаются
Блок 7: Упражнения с карандашами
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой; б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой; б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.
Как показывает практика, на отработку каждого упражнения нужно не более двух-трёх дней. Это сначала кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи, и дети уже начинают удивлять других выполнением данных упражнений. Это весело и полезно.
Игры на развитие тактильного восприятия «Найди одинаковый предмет в мешочке с закрытыми глазами»