Приложение МААМ

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением речи

Алексеева
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Алексеева Е. А.

Тогучин

2021

Межполушарное взаимодействие.

«Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения»

Сиротюк Л. А., доктор психологических наук

Общеизвестно, что развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением речи» размещена в разделах

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон - мозолистым телом, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон (около двухсот миллионов, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

За что отвечает правое полушарие:

- обработка невербальной информации, эмоциональность;

- музыкальные и художественные способности;

- ориентация в пространстве;

- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

- воображение;

- отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

- логика, память;

- абстрактное, аналитическое мышление;

- обработка вербальной информации;

- анализ информации, делает вывод;

- отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

- болезни матери, стресс во время беременности;

- родовые травмы;

- болезни ребёнка в первый год жизни;

- психотравмирующие ситуации.

Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

• инфантильность;

• отсутствие познавательной мотивации;

• задержка умственного развития;

• поведенческие нарушения;

• моторная неловкость;

• логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).

Практика показывает, что в последние годы увеличивается количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Поэтому педагоги, в частности учителя-логопеды, ищут и используют новые методы и приемы в коррекционной работе. Одна из методик, которую я активно использую в своей деятельности – кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Кинезиология

«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.

С помощью упражнений ребенок становится более внимательным, быстрее учится читать и писать, память улучшается, повышается ветроустойчивость.

Стоит отметить, то занятия с детьми проводятся индивидуально. Точность и правильность выполнения заданий имеет очень большое значение. Сами занятия усложняются, если виден прогресс.

Основные задачи кинезиологии:

- Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

- Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;

- Развитие речи, навыков письма и чтения;

- Развитие памяти, внимания, мышления;

- Формирование навыков для обучения;

- Повышение продуктивности деятельности;

- Устранение дислексии, стресса, апатии;

- Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста;

- Формирование пространственных представлений;

- Формирование произвольности;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального фона.

При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале я сама должна «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.

2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время. Чаще всего я использую их в качестве физминутки во время коррекционно-развивающих занятий.

3. Заниматься ежедневно.

4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.

5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Следует отметить, что эта практика не требует материальных затрат, удобна в применении, органично вписывается в структуру занятий, а главное - дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.

Важно отметить, что данную методику я применяю к детям с трудностями в развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом.

Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.

Поэтому укрепление межполушарного взаимодействия – важная составляющая коррекции детей с различными нарушениями.

Мишель де Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»? Это когда все отделы мозга работают слаженно, синхронно.

В работе с детьми я использую некоторые виды упражнений.

1 блок: Кинезиологические упражнения

(упражнения основаны на переходе из одной позиции в другую)

«Кулачки – ладошки» («Лягушка»)

Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони, сжимаем, разжимаем

«Кулачки – ладошки в воздухе»

Упражнение по типу предыдущего, но обе руки расположены вертикально и движения происходят- удерживая руки на весу.

«Кулак – кольцо»

Одновременно двумя руками руки совершают следующие действия: кулак-

кольцо (большой и указательный пальцы, кулак-кольцо (большой и средний пальцы,

кулак- кольцо (большой и безымянный пальцы, кулак- кольцо (большой палец и мизинец, затем в обратном направлении.

«Кастрюлька – крышечка»

Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька», другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма.

«Лайк – кольцо»

Одна рука – в кулаке, большой палец вверх (лайк, вторая рука- кольцо из большого и указательного пальца, хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

«Зайчик – кольцо»

На одной руке пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. На второй руке кольцо из большого и указательного пальца. Хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

«Лесенка»

Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках.

Соединяем большой палец с указательным (кончиками, затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.

«Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.

«Дом – ёжик – замок»

Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

2 блок: Цепочки движений

При выполнении упражнений у ребенка имеется зрительная опора, которая помогает контролировать порядок выполнения движений. Ребенок выполняет друг за другом все упражнения по порядку (ладонь- хлопнуть в ладоши, кулак- стукнуть двумя кулаками по столу, нога- топнуть двумя ногами).

3 блок: Использование дорожек-трафаретов, тренажеров.

Блок 4: Игры

«Покажи одновременно двумя руками одинаковые картинки»

Блок 5: Рисование двумя руками

Способы рисования:

- рисование палочек, движения рук от центра к краям,

- рисование палочек, движения рук от краев к центру,

- рисование волнистых линий, движения рук от центра к краям,

- рисование волнистых линий, движения рук от краев к центру,

- рисование фигур (круги, квадраты, треугольники, движения рук от центра к краям,

- рисование фигур (круги, квадраты, треугольники, движения рук краев к центру.

Существует огромное количество прописей, рабочих тетрадей, которые можно использовать для работы. Я скачала, распечатала и использую их в работе.

Блок 6: Упражнения для развития крупной моторики

«Ухо – нос» Правая рука касается кончика носа, левая – мочки

правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

«Ножницы» Перекрестные движения руками перед собой, меняя

правую и левую руки.

«Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить

упражнение 8–10 раз.

«Перекрестная ходьба» Медленная перекрестная ходьба, при выполнении которой дети попеременно касаются правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть –

колено». Как варианты: пальцы обеих рук смыкаются

Блок 7: Упражнения с карандашами

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой; б) левой рукой;

в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой; б) левой рукой;

в) обеими руками одновременно.

Как показывает практика, на отработку каждого упражнения нужно не более двух-трёх дней. Это сначала кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи, и дети уже начинают удивлять других выполнением данных упражнений. Это весело и полезно.

Игры на развитие тактильного восприятия «Найди одинаковый предмет в мешочке с закрытыми глазами»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействияДидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействия При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, развитие.

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольниковИгры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников Мастер-класс «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействияУпражнения для развития межполушарного взаимодействия Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением речи
Опубликовано: 15 января 2022 в 17:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Алексеева (УИ 2749995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД