Светлана Прокофьева
Развитие межполушарного взаимодействия — основа интеллектуального развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария. При этом каждое из них выполняет свои собственные функции. Для нормальной работы психики необходимо связанное взаимодействие полушарий. От развития межполушарного взаимодействия зависит успеваемость ребенка в школе и его успешная жизнь в дальнейшем. Зачастую слабое развитие одного из полушарий становится причиной трудностей обучения письму и чтению.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия — основа интеллектуального развития ребенка» размещена в разделах
Данные связи генерируются у детей до 12-15 лет. Их развитие происходит поэтапно.
Нейропсихологи считают наиболее важным возрастом для формирования
взаимодействия период с 3 до 8 лет, так как в это время закладывается слуховое,
зрительное, кинетическое восприятие, а также звуковое смыслоразличение и многое
другое.
Родителям следует задуматься, если у малыша имеются такие симптомы:
плохая память;
агрессия;
нарушения речи (говорит сбивчиво, нечетко);
трудности в коммуникации с ровесниками;
затруднения в описании ситуации по рисунку;
А для школьного возраста еще и:
письмо в зеркальном отражении;
затруднения при переписывании текста или написании под диктовку.
На взаимодействие положительно влияют :
кинезиологические упражнения;
самомассаж;
дидактические задания;
дыхательные упражнения;
прослушивание классической музыки;
творческие задания;
пальчиковая гимнастика;
логоритмика.
Чем более развито взаимодействие двух полушарий у детей, тем проще ему обучаться
новому, строить отношения с людьми, достигать спортивных высот.
Игры для детей от 2 лет и старше. Все упражнения необходимо выполнять
поочередно обеими руками.
«Накорми птичку». Берут две миски, разные ложки (столовая, десертная, чайная).
Просят малыша пересыпать с помощью ложек горох и фасоль из одной емкости в
другую сначала правой, а потом левой рукой. Можно постепенно увеличивать
расстояние между ними.
Логоримика. Одновременное выполнение упражнений и проговаривание слов.
Нейродинамическая гимнастика. В нее входят различные крупно моторные
упражнения: плавание, катание на велосипеде, ползанье на четвереньках. Гимнастика
развивает ловкость, ориентацию в пространстве, мелкую моторику.
Игры для младших школьников.
«Рисование с отзеркаливанием». Понадобится чистый лист. Ребенок должен взять в
обе руки любые пишущие инструменты и одновременно нарисовать симметричные
картинки (буквы, цифры, узоры). В процессе расслабляются конечности, глаза и
увеличивается эффективность работы мозга. Упражнение можно выполнять с
помощью рабочих тетрадей или специальных прописей.
«Лезгинка». Правую руку складывают в кулак и отставляют большой палец в
сторону. И той же рукой, расположенной горизонтально, прикасаются к мизинцу
левой. Меняют стороны. Повторяют движение 6-8 раз. Необходимо добиться высокой
скорости смены сторон.
«Колечки». Перебирают поочередно большой и указательный палец, затем большой и
средний и так далее. Выполняют сначала по отдельности, затем вместе.
«Нос и ухо». Правой рукой дотрагиваются до кончика носа, а левой – до
противоположного уха. Затем одновременно отпускают, хлопают в ладоши и быстро
меняют руки.
«Перекрестные движения». Поднимают правую ногу вверх и дотрагиваются до нее
левой рукой. И наоборот.
«Восьмерка». Рисуют в воздухе цифру 8 сначала одной рукой, потом другой. Затем
одновременно двумя руками, внимательно следя за движениями.
«Перекрестные шаги». Упражнение выполняется стоя или сидя. Поднимают правое
колено и касаются его левой рукой. Затем меняют стороны и повторяют упражнение.
Выполняют медленно, чувствуя все мышцы живота.
«Танец». Взрослый делает простые движения перед малышом, а тот выполняет их
наоборот. Например, вы приседаете – ребенок встает, вы поднимаете руки – ребенок
опускает и т. д.
Все упражнения необходимо выполнять непринужденно, в спокойной обстановке,
чтобы не вызвать у малыша негативных эмоций. Запаситесь терпением, и все
получится!