Надежда Калегина
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Всем давно известно, что развитию интеллекта и речи ребенка, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм малыша в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.
Пальчики ребенка активны не с самого рождения. В первые недели жизни ладошки младенца сомкнуты в кулачки. Потом они начинают работать: хватают маму за волосы, тянутся за погремушкой, мнут и рвут бумагу. С каждым днем они действуют осознаннее, стараясь получить желаемое, и добиваются своего. А в это время в голове у ребенка происходит большая работа. Карапуз не просто играет и познает окружающий мир, он умнеет, его интеллект развивается, и в результате ребенок раньше научится говорить.
Публикация «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» размещена в разделах
Именно поэтому важно предоставить ребенку как можно больше возможностей для развития пальчиков.
В быту мы ежедневно сталкиваемся с действиями мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы, ручку, карандаш.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста уделяю максимальную возможность по развитию мелкой моторики. В нашей группе оснащено пространство предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.
Игрушки-шнуровки.
Самые простые шнуровки созданы для детей в возрасте от одного до трех лет. Шнуровка дает возможность придумать множество игр. Это и само шнурование, и возможность использовать элементы "шнуровки" в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета.
Нанизывание
Материал для нанизывания используем деревянные пуговицы с крупной дырочкой, чтоб малышам удобнее было работать.
Раскручивание и закручивание крышек
Для этой игры у нас есть коробка, в которую вставлены 4 горлышка от бутылки и ребенок может сам закрутить и раскрутить крышку. Коробка разбита на 4 цвета и крышки нужно по цветам соотнести.
Сенсорная коробка
Сенсорная коробка представляет собой коробку, в которую мы насыпали разные крупы (гречка, овес, пшено, ячневая крупа и тд) и спрятали игрушки из киндер - сюрпризов. Малышам очень нравится их искать и перебирать крупу.
Конструкторы
Благодаря работе с конструктором ребенок развивает память, пространственное мышление, логику, понятие цветов. Ребенка нужно научить работать с конструктором, показать, что можно из него сделать.
Пазлы
Ребенок учится соотносить картинку, развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность
Кубы-сортеры
Ребенок учится подбирать фигуры по форме и вставлять в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыши развивают мелкую моторику, знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
Игры с прищепками
Сенсорные круги, разбитые на 4 цвета: синий, красный, желтый и зеленый. Прищепки соответственно по цветам.
Можно придумать и другие игры, например: Игра "Кто,что ест". Также круг по секторам с животными, а прищепки с едой (кошка ест рыбу, мишка мед, собака косточку и тп)
В образовательной деятельности использую пластилин, тесто (делаю сама, рисование, раскрашивание картинок, аппликации.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, ватной палочкой, пальцем, свечкой.
Важной работой по развитию моторики являются пальчиковые игры, они доступны, эмоциональны, понятны и очень увлекают детей. Эти игры способствую развитию речи, творческой деятельности и укреплению здоровья. Я создала папку пальчиковых игр, в которой представлены упражнения, опираясь на перспективный план образовательной деятельности.
Все эти составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей, речевому развитию. Использование в системе игр и упражнений по развитию мелкой моторики сохранит не только психическое и физическое здоровье ребенка, поможет развить речевые навыки и навыки письма.