Нигина Гафорова
«Развитие мелкой моторики у дошкольников». Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы по самообразованию :
1. Повысить уровень профессиональной и педагогической компетенции.
2. Развивать мелкую моторику у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
Задачи:
- изучить и проанализировать методическую литературу по теме самообразования; - разработать план мероприятий по данной теме на 2016-2018 учебный год; - осуществить подборку дидактических игр для развития мелкой моторики у детей;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
- провести анализ эффективности проделанной работы по теме самообразования.
Результаты:
• профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень;
• повышение результативности педагогической деятельности;
Актуальность данной темы самообразования :
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этот факт использовался нами в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Выдающийся русский медик-психиатр говорил:
«Движения руки всегда тесно связано с речью
и способствует её развитию»
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
Творческое мышление;
Культуру речевого действия;
Культуру самонастройке на общение и психа эмоциональной регуляции своего состояния;
Культуру жестов и пластики движений;
Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
Культуру эмоций.
Остановимся на культуре жестов и пластике движений через развитие речи, пальчиковых играх и мелкой моторики руки у дошкольников. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
В дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так, как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику кисти и пальцев рук, является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребенка здоровой речи и коммуникативной культуры. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для детей являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Мы изучили и использовали методику Т. Ю. Бардышевой «Расскажи стишок руками» Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого
В процессе развития мелкой моторики рук, мы использовали такие формы деятельности, как:
* Пальчиковые игры, физкультурные минутки;
* Художественное творчество:
использование нетрадиционных техник рисования (тычковый метод; рисование на манке, комканье и разглаживание бумаги;
* Само массаж гранеными карандашами, мячиками с шипами, шишками;
* Развивающие дидактические игры;
* Театрализованные пальчиковые игры.
Для повышения уровня своей профессиональной и педагогический компетенции мы изучали и изучаем методики таких авторов как:
Елена Александровна Янушко «Пальчиковые игры для развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»;
Бардышева Татьяна Юрьевна «Расскажи стихи руками»
«Логопедические игры для малышей» автор Кирий Анна.
Савинова Людмила Петровна «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
Ткаченко Татьяна Александровна «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков»
Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику»
«Ловкие пальчики» (Кинезиологический тренажер) Ланцевая Ольга Васильевна.