Марианна Валерьевна Проскурня
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая учителем-логопедом с детьми с ОНР, приоритетным направлением своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук. В начале 2014-2015 учебного года был разработан тематический план деятельности по самообразованию на учебный год на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР».
Цель: Повышение компетентности по вопросам теории и практики развития мелкой моторики у детей с ОНР. Создать оптимальные условия, способствующие полноценному раскрытию потенциальных возможностей детей.
Задачи:
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Развитие и совершенствование мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей.
2. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
3. Повышение компетентности педагогов по проблеме развития мелкой моторики у детей.
4. Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
5. Модернизация предметно-развивающей среды логопедического кабинета.
6. Внедрение в коррекционный процесс инновационного оборудования, инновационных технологий. Ознакомление с инновационным опытом педагогов города и района.
Создан проект по развитию мелкой моторики «Умные ручки».
Цель проекта: развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.
Задачи:
- выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
- модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;
- внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;
- развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
- совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;
- развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;
- сформировать элементарные специфические графические навыки;
- развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;
- формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
В течение года большой интерес вызывали у детей пальчиковые игры и упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, которые оказывали оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшали функцию рецепторов проводящих путей; пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, которые способствовали хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков; театрализованные («театр в руке») игры, развивающее общий тонус, внимание, память, воображение; показ при помощи рук различных изображений (очки, стул, зайчик, буквы и т. д.); обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфетки, газета, картон).
Помогали скоординировать движения обеих рук: выкладывание из крупы различных фигур, цифр, букв, узоров, выполнение аппликаций из природного материала, создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей (ниткопись, наматывание нитки на катушку, на клубок.
Мускулатура пальцев, ручная умелость развивалась на занятиях пластилинографией, бисерографией, тестопластикой, лепкой, в играх с прищепками, в развязывании и завязывании бантов, узлов, в упражнениях с эспандерами.
Развивали сенсомоторную координацию с помощью игр-шнуровок (усваивали понятия «слева - справа», «сверху – снизу», нанизывали бусины, бисер, сматывали клубки, застёгивали пуговицы, молнии, крючки, работали с проволокой, конструировали из палочек, спичек, плели крючком косички, перебирали чётки, закручивали гайки, пробки, запускали волчки различной величины.
Тактильные ощущения развивали с помощью нахождения мелких предметов в емкостях с фасолью, горохом (сухой бассейн, играли в «Чудесный мешочек», определяли, что в мешочках (песок, крупа, соль, играли с тактильными дощечками.
С помощью резинок различной упругости, штампов, брёвнышек, самомассажа пальцев рук с помощью шестигранного карандаша регулировали мышечный тонус пальцев рук.
Активно использовали в работе су-джок терапию, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажёра способствовало активизации деятельности у заторможенных детей и успокаивало гиперактивных.
Благоприятные воздействия на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывали игры с предметами (пирамидки, вкладыши различного типа, матрёшки, мозаика, конструкторы, игры с карандашами).
Особое внимание уделяли упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в различных направлениях, графические диктанты и т. д.). Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают необходимые графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, у них развивается мыслительная деятельность, внимание, память, вырабатываются нужные для письма качества движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляция размаха, развивается зрительное восприятие.
Наряду с традиционными игровыми пособиями апробировались инновационные игровые пособия для развития и коррекции немецкой фирмы «Logo». Детям очень полюбились игры «Зоопарк из Тарамбуко», «Книга-лабиринт», «Магнитный лабиринт», «Забей шарик», «Сенсино», «Сырный ломтик». Пережить массу захватывающих впечатлений, ощутить радость творчества позволяли увлекательные игры «Рисуем на песке» (см. приложение). Дети с удовольствием играли в «Конструктор букв», «Пассадо», «Шнур-затейник», «Шнуры-грамотеи», «Геоконт». Особый интерес вызвали у детей планшетные игры «Нарисуй фигуру», «Пчёлки», «Пузыри».
В непосредственную образовательную деятельность включали физкультминутки, сочетающие движение и речь. Текст составляли так, чтобы в одной физкультминутке содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительное влияет на слуховое восприятие. Использование физминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
В результате диагностического обследования состояния развития мелкой моторики в конце года выявлено, что у детей движения пальцев рук стали более скоординированными, дети регулируют нажим карандаша, тактильная чувствительность стала более развита.
В подготовительной группе мы продолжаем работать над развитием ручной умелости, особое внимание уделяя формированию графических навыков.