Олеся Астанина
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Практика показала, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Развитие речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики не соответствуют возрасту, значит есть патология, и такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра «Театр пальчиков». В нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Наборы «Театр пальчиков» - это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрываются различные сценки. По пять минут в день вполне достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Можно использовать игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами, потешками. В старшем возрасте можно использовать игры с игрушками и предметами:
Раскладывание пуговиц, палочек, желудей; Нанизывание бус, палочек, пуговиц на нитку; Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний; Игры с мозаикой.
Кроме пальчиковых упражнений, есть различные графические упражнения: «Дорисуй сам»;
«Обведи узоры»;
«Продолжи узор»;
Штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур; Продолжение узора по клеточкам;
Рисование карандашом и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой);
В коррекционной группе ОНР регулярно проводятся: пальчиковая гимнастика в течение 3-5 минут. В каждой такой физкультминутке содержится большое количество пальцевых движений, сочетающихся с произносимыми стихами:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца;
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»;
«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу; «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
- Сколько птиц кормушке нашей прилетело?
- Мы расскажем (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
- Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику).
- Всем хватило зернышек (опять сжимают и разжимают кулачки). Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.) Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.) И. сломаем. (Хлопают.)
Пальчиковые игры, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Развивается умение управлять своими движениями, вырабатывается ловкость.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Очень влияют на развитие мелкой моторики лепка из пластилина, глины, раскрашивание картинок, занятия с природным материалом, вырезывание ножницами.
Таким образом, графические упражнения, работа с изобразительным материалом, пальчиковые игры развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, что положительно сказывается на исправлении речи детей, совершенствовании психологических процессов (внимания, памяти, мышления, которые тесно связаны с речью.
В старшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений должна стать важной частью подготовки детей с общим недоразвитием речи к школе.