Ванюхина Надежда Петровна
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Аннотация: В данной статье автор рассуждает на тему развития мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности. Автор упоминает о том, что эффективно такая работа проходит в процессе быта, творчества, игры и т. д.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности» размещена в разделах
Ключевые слова: мелкая моторика, речевой цент, индивидуальный подход, работа с родителями, эффективность.
Развитие мелкой моторики – это основное направление работы воспитателя на базе современного дошкольного общеобразовательного учреждения. Актуальность развития мелкой моторики в раннем возрасте обусловлено тем, что центра головного мозга, отвечающий за мелкую работу пальцев рук находится в непосредственной близости от центра развития речи. Тем самым, когда мы развиваем работу пальчиков рук, мы активно воздействуем ещё и на способность ребёнка говорить. А ведь речь – это одна из основных функций человека, позволяющая ему быть полноценным членом социума. Именно речь помогает человеку достигнуть успехов в работе, в личной жизни и даже в хобби. Вот почему работа над способностью пальчиков активно двигаться, выполнять различные захваты и другие мелкие действия руками.
Современная педагогика предлагает воспитателю большое количество разнообразных форм работы с детьми. Задача воспитателя – проявить индивидуальный подход и отобрать именно те игры, пособия и технологии, которые наиболее эффективно реализуют все потребности дошкольников. В данном случае необходимо отталкиваться от особенностей развития детей, их интересов и склонностей.
Плодотворнее работа над развитием мелкой моторики детей будет продвигаться, если в домашних условиях родители воспитанников тоже будут активно заниматься этой сферой. Для этого воспитателю необходимо быть в тесном контакте с семьями детей своей группы, размещать в родительском центре примеры интересных игр для развития мелкой моторики, проводить мастер-классы, открытые занятия и родительские собрания, на которых можно освещать этот важный вопрос.
Итак, развитие мелкой моторики может происходить как и в специально организованной образовательной деятельности, так и в быту, во время режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности, в творчестве и т. д.
Личная педагогическая практика показывает, что занятия по развитию мелкой моторики не требуют большого количества времени, особенной подготовки и большого количества дорогостоящих пособий.
Мелкая моторика отлично развивается в быту. Примером может служить самостоятельное одевание. Если ребёнок любит играть с молниями, липучками, пуговицами, кнопками на одежде, то это сыграет огромную положительную роль. Ребёнку можно предложить бизиборд с данными элементами, или старую одежду малыша, которая ему мала. Тогда, даже если малыш случайно сломает замок, это будет совершенно неважно, а вот мышцы рук отлично укрепятся. К вопросу о самостоятельном одевании можно упомянуть книжку-игрушку «Одевашка». На разных страницах этой книги представлены варианты одежды с различными застёжками. Отлично развивается мелкая моторика рук, когда ребёнок принимает участие в таком бытовом задании, как промывание под струёй воды разных ягод. Интересно и полезно ребёнку помогать развешивать бельё после стирки и закреплять его прищепками. Причём прищепки по тугости раскрывания можно подбирать разнообразные, постепенно усложняя работу воспитанника.
Развивать мелкую моторику можно во время прогулок при таких погодных условиях, когда воспитаннику не нужно одевать перчатки или варежки. На улице можно поиграть с камушками, пособирать тонкие веточки деревьев. В данном случае происходит интеграция работы над мелкой моторикой рук и труда.
Замечательно мелкая моторика развивается в процессе творчества. Ребёнок чувствует себя комфортно и расслабленно, при этом отрабатываются различные захваты, происходит работа разных мышц и пальчиков.
В конце хотелось бы подвести итог и сказать, что чем разнообразнее будет деятельность ребёнка, тем активнее будет задействована его моторика, что благотворно отразится как на речи, так и на общем развитии ребёнка.
Список использованных источников:
1. Беляковская, Н. Н. Учим ребенка говорить. Здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации. - М. : Сфера, 2015.
2. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников. - М. : Сфера, 2015.