Марина Хамитулина
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Ход собрания.
Тема нашей сегодняшней встречи – это «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук?
Публикация «Родительское собрание „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
(высказывание родителей)
Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук.
Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц.
Значение мелкой моторики :
• Повышает тонус коры головного мозга.
• Развивает речевые центры в коре головного мозга.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров коры головного мозга.
• Улучшает артикуляционную моторику.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливает руку к письму.
• Положительно влияет на эмоциональное развитие.
По-другому сказать, она оказывает влияние на речь, на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Развивая пальчики ребенка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Чем раньше будем развивать двигательные способности малыша, тем лучше. Начинать нужно с самого рождения.
А. Сухомлинский писал, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.
Развитию мелкой моторики у ребенка способствует практически вся деятельность, которой занимается ребенок в дошкольном возрасте.
Некоторое время назад много приходилось делать с помощью рук, сегодня же практически вся детская обувь на липучках, куртки на заклепках и т. д. Это удобно, но это минус для развития мелкой моторики детей.
Средствами для развития мелкой моторики рук будут являться :
1. Гимнастика и игры для пальчиков. Пальчиковые игры – представляют собой инсценировки с помощью пальцев рифмованных историй, в сопровождении стишков и потешек. Простые движения пальцами, ладонями, сжимание-разжимание кулачков — отличные упражнения для развития мелкой моторики детей 2-3 лет.
Предлагается родителям сделать игру «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем!
2. Массаж кистей рук и пальцев. Массаж пальцев и кистей рук тонизирует нервную систему, улучшает функции рецепторов. Массаж может быть как классическим включающим поглаживание, разминание растирание, пощипывание ладошек ребенка, так и с использованием всевозможных средств, это могут быть колючие мячики, колечки, пружинки и даже карандаш, который можно катать между ладошек или по столу.
Предлагается родителям сделать массаж «Моя семья», «Шишка», «Крутись карандаш», Игра в «Утюжок».
3. Рисование, раскрашивание. Рисование включает в работу двигательные, зрительные, мускульные и осязательные анализаторы. Рисовать можно, карандашами, пальчиками, кистями, мелками и другими материалами. Очень полезны графические упражнения. Одновременно малыш будет осваивать правильный захват карандаша, фломастера или мелка. Можно купить или сделать самим трафареты разных форм, обводить их или заляпывать пустое место краской.
Предлагается графическое упражнение «Монетка»
4. Лепка. Неважно, пластилин, глина или тесто – мягкие и пластичные, эти материалы легко поддаются надавливанию, легко формируются, но при этом требуется немалая ловкость, чтобы придать им нужную форму. Это друзья, с которыми малышу не будет скучно. Во время лепки ребенок занимается самомассажем, разминая, катая, щипая пластилин или вдавливая в него бусинки или крупы.
Предлагается слепить из соленого теста розу.
5. Игры с бусами и шнурками. В играх с бусами и шнурками можно использовать как фабричные материалы, так и подручные. Ведь нанизывать можно почти все: бусинки, ягоды рябины или шиповника, макароны с большим отверстием, взятые на кухне. Крупные пуговицы отлично подойдут для бус. Есть ещё вариант, предложите малышу из солёного теста слепить шарики, проделайте в них отверстия (чтобы пролез шнурок). После того, как тесто высохнет, раскрасьте вместе бусины и потом покройте лаком. Такие шикарные бусы можно подарить бабушке на день рождения.
Предлагается игра «Шнуровка»
6. Игры с природным материалом (крупа, камушки, ракушки).
Предлагается игра «Рисунок на крупе».
Можно рассыпать фасоль двух цветов и раскладывать по чашечкам, ориентируясь на цвет. Так параллельно развивается и мышление, и восприятие.
«Пересыпалки». Разрешите ребёнку пересыпать мелкую крупу ложкой сначала в сосуды с широким горлышком. Когда он добьется успеха, поставьте следующую задачу. В бутылки и баночки с узким горлышком.
«Отыщи игрушку» В глубокую миску высыпьте крупный сухой горох и спрячьте туда мелкую игрушку. Пусть малыш найдет её сначала правой рукой, потом левой. Можно даже двумя (ловить свои пальчики, так веселее.
7. Игры с песком и водой. (Переливание воды из одного сосуда в другой, поймать рыку, работа с лопаткой, формами для песка и тд.)
8. Сматывание цветных ниток в клубочки.
«Шары», «Кто быстрее поднимет якорь», «Чья бочка быстрее прилетит» и т. д
9. Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, кнопок, крючков, одевание и раздевание. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
10. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
11. Физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
12. Развивающие игрушки (фабричные). Существуют множество фабричных игрушек направленных на развитие мелкой моторики, это всевозможные лабиринты, мозаики, конструкторы. Помимо мелкой моторики эти игрушки развивают пространственно-зрительную координацию, дают представления о величине, цвете, форме, развивают наглядно действенное мышление.
13. Развивающие игрушки (самодельные). Детям будто медом помазано в отцовском ящике с инструментами, в маминой коробке с рукодельем, не говоря о кухне. Главное, помнить о технике безопасности.
Самодельные книги, ковры, панели.
«Прищепки». Хорошо, если есть возможность натянуть бельевую верёвку на уровне ребенка, вырезать силуэты платьев и попросить сына или дочку развесить белье. Можно сушить грибы для ёжика или орешки для белочки. Осенью можно делать гирлянду из листьев, весной из цветов. Можно предложить ребенку сделать из прищепок ветки для ели, крылья для аочки, перышки для лука, колючки для ежа и т. д.
«Закрой, открой». Для этой игры подойдут разные пластиковые бутылки с крышками, молнии, щеколды и всё, что можно открывать и закрывать.
«Лабиринты для пальчиков», «Шнуровка», «Резиночки», «Дорожки», «Гусеница».
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие буклеты.