Ольга Воробьева
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Введение
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
Публикация «План самообразования „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Пояснительная записка
Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Цель: повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Задачи:
Образовательные
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- формировать у детей изобразительные навыки и умения, эстетический вкус, творчество и фантазию;
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;
-изучить необходимую справочную и методическую литературу.
Развивающие
-развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук и художественно-эстетический вкус;
- развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- формировать координацию движений;
- закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;
- развивать навык работать с разным изобразительным материалом.
Воспитательные
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность.
Срок реализации: 1 год (сентябрь 2017 – май 2018 учебный год)
План работы
январь 2016г – май 2017г Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования:
1. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.
2.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.
3. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М. : Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.
5.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.
6. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 48с. : цв. вкл. ; Комарова Т. С.
7.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)
8. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Сентябрь «Мой любимый дождик».
Рисование пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности).
Выставка детских работ на стенде.
Октябрь «Ягоды на тарелочке».
Оттиск печаткой из картофеля (круги разной величины). Техника печатания поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.
Изготовление общей композиции на большом ватмане.
Ноябрь «Грибы в лукошке».
Оттиск печатками (шляпка-картон, рисование пальчиками. Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Оформление выставки с работами детей.
Декабрь «Первый снег».
Оттиск печатками из салфетки. Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками.
Оформить с детьми большой коллаж.
«Ёлочка пушистая, нарядная».
Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.
Рисование ёлочек.
Январь «Зимний лес».
Печать по трафарету, рисование пальчиками. Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками.
Изготовление большой стенгазеты.
Февраль - Март «Снеговичок».
Комкание бумаги (скатывание). Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.).
Оформление выставки с работами детей.
«Звездное небо».
Закрепление с детьми нетрадиционной техники рисования: свеча и акварель. Выставка работ. При просмотре рисунков выбирается изображение неба, на котором большее количество звезд, самое светлое небо, самое темное, самое разноцветное.
«Ягоды и фрукты».
Рисование пальчиками, карандашом. Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Рассматривание всех работ.
Выставка.
Апрель «Солнышко».
Рисование ладошками. Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка.
Оформление стенда с работами.
«Подснежники».
Акварель, восковые мелки. Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит.
Выставка работ.
Май «Насекомые» (бабочка, паук, божья коровка, гусеница).
Рисование пальчиками, карандашом. Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.
Оформление выставки с работами детей.
«Салют».
Акварель или гуашь, восковые мелки. Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.
Изготовление стенгазеты к празднику.
«Как я люблю одуванчики».
Обрывание, восковые мелки, тычкование. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.
Оформление выставки с работами детей.
Работа с родителями
Сентябрь
Познакомить родителей с ФГОС ДО, папка-передвижка «Художественно-эстетическое развитие ФГОС ДО». Папка-передвижка.
Привлечение родителей к созданию центра «Юные художники»: оборудовать центр, собрать природный материал. Создание и оборудование центра «Юные художники».
Октябрь
Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования». Сбор и анализ информации.
Ноябрь
Консультации для родителей: «Развитие творчества у детей дома», «Нетрадиционные техники рисования». Изготовление папок-передвижек.
Изовыставка: «Осенний и зимней лес». Оформление выставки.
Декабрь
Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей.
Изовыставка «Всей семьей рисуем дома». Оформление выставки.
Январь-май
Участие детей в конкурсах ДОУ, муниципальных и всероссийских интернет – конкурсах. Предоставление работ детей на конкурсах.
Апрель
Мастер-класс для педагогов ДОУ с презентацией «Чудесный мир красок». Изготовление презентации.
Май
Оформление результатов работы. Фото-отчёт – «Наш вернисаж».
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом родительском собрании. Выступление на педсовете.
Итог: фото отчет в виде презентации: «Наш вернисаж».
Игры на развитие художественного воображения
«На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».
Перспектива
В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию, а так же продолжить рост собственного профессионального мастерства.
«Рисовать – это как мечтать, только на бумаге».