Любовь Эрюжева
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью лепки
Развитие мелкой моторике рук детей
дошкольного возраста посредствам
лепки (пластилином).
The development of a small motility of hands of children
preschool age through
sculpting (clay).
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развитие мелкой моторике рук детей дошкольного возраста посредствам лепки из пластилина,
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью лепки» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
За счет чего развивается движения рук, а в частности развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Abstract. This article discusses issues of development of fine motor skills of preschool children through modeling clay,
What develops hand movements, and in particular the development of movement in fingers. This is because the development of the hand plays an important role in the formation of the brain, its cognitive abilities, the formation of speech.
Ключевые слова. Мелкая моторика, лепка, пластилин.
Key words. Fine motor skills, modeling, clay.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Лепка – придание формы пластическому материалу, с помощью рук и вспомогательных инструментов – степов и т. п.
Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
Что развивает пластилин. Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.
Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.
Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не нужно забывать о том, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению
результата. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка указывал в своих трудах В. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Также В. А. Сухомлинский, Б. М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Исследователи Института физиологии детей установили, что развитие тонких движений пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову - Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. С. П. Дуванова и Е. Ю. Тебелева указывают, что если уделять должное внимание упражнением и играм, в том числе и лепке на развитие мелкой моторике то можно решить сразу две задачи: 1. Косвенно влиять на интеллектуальное развитие ребенка. 2. Готовить овладением навыков письма. В различной литературе (Е. А. Янушко, Е. А. Солнцева,Т. В. Белова, О. Жукова, Т. А. Ткаченко) имеется описание приемов совершенствования мелкой моторике пальцев рук по средствам различных игр, лепки, упражнений.
Игры посредствам лепки особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способны нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
Игры посредствам лепки:
Обогащают опыт ощущений и восприятий ребенка;
Подготавливают руки к работе с более тугим материалам (глина, активизирует мелкую моторику рук; Активизирует речь; Приучают ребенка к аккуратной работе за столом.
С детьми можно лепить разнообразные предметы, делать картины из пластилина.
Литература:
1. Белова Т. В; Солнцева Е. А. 200 упражнений для развитие общей и мелкой моторики, «Родничок».
2. Жукова О. Ум на кончиках пальцев.
3. Колдина Д. Н. Лепка, Москва «Мозаика–синтез», 2010г
4. Колдина Д. Н. Лепим динозавров, Москва «Мозаика-синтез», 2009г.
5. Лыкова И. А Технологические карты. Наглядно-методическое пособие.
Сказка (лепка из пластилина, Москва, ООО ИД «Карапуз» 2010г.
6. Морозова О. А Волшебный пластилин, Москва, «Мозаика-синтез»,2008г.
7. Ткаченко Т. А. Развитие мелкой моторике, «Академия дошкольного развития».
8. Янушко Е. А Лепка с детьми, Москва, «Мозаика-синтез»,2009г.