Тимощенкова Ирина Германовна
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего
развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому
и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному
развитию. Рисование и другие виды изобразительной деятельности
способствуют сенсорному развитие ребенка, его моторики, пространственному
восприятию, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
При формировании изобразительной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать наличие сложного комплекса нарушений речи, моторики познавательной деятельности. Особое значение имеют недостаточная дифференцированность зрительного восприятия, слабая сформированность сенсорных эталонов, недостаточность пространственных представлений. Препятствием для овладения различными формами изобразительной деятельности могут быть множественные двигательные нарушения различной степени тяжести: использование левой руки в качестве ведущей, нарушение тонуса мышц верхних конечностей, наличие тугоподвижности и контрактур суставов кисти и пальцев, гиперкинезов, а также наличие дизметрии и атаксии.
В изобразительной деятельности этих детей проявляется также характерная для структуры задержки психического развития повышенная истощаемость психических процессов, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания.
Подавляющее большинство детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте, а иногда и в младшем школьном, не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходя за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают они при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно ребята, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Такие больные часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, проводя прямую линию справа налево, а асимметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону.
Еще одна особенность изобразительной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – разбросанность изображения по пространству листа, при этом части предмета не соединены между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза, рот – вне овала, изображающего лицо).
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают трудности при передаче величины предметов: чаще они рисуют все предметы сильно уменьшенными. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями сильно увеличивают изображения, им легче рисовать большие формы.
Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные и промежуточные цвета. В рисунках они обычно используют четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
Дети, страдающие нарушением опорно-двигательного аппарата, так же как и их здоровые сверстники, стремятся придать своей изобразительной деятельности сюжетный характер. Но множественные недостатки изображений, связанные с качественным своеобразием рисунков, как правило, не позволяют выразить все элементы задуманного сюжета. Трудности формирования графических способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата обусловлены нарушением моторики, зрительно-моторной координации и сенсорной сферы.
Изобразительную деятельность можно рассматривать как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития, как метод обучения и, наконец, как средство эмоционально-эстетического воспитания.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Занятия по изобразительной деятельности имеет большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они способствуют умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни непосредственным путём через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств (формы, величины, строения, цвета, фактуры и др.). В процессе познания предметов и их изображения включаются операции сравнения, уподобления, выделения сходства и различия и на этой основе осуществляется объединение предметов в группы, сходные по тем или иным качествам.
Наличие двигательного нарушения и специфических нарушений познавательной деятельности ставит клинико-педагогические задачи, решение которых необходимо при обучении детей рисованию и другим видам изобразительной деятельности. Обучение обязательно должно учитывать клинико-психологические особенности этих детей. Методы обучения различным видам изобразительной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата должны строиться на применении средств, отвечающих этой категории больных детей.