Ирина Толстыгина
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата)
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, II младшие и средние группы.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ.
Пояснительная записка.
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других — осознанными. Эту стихийно-моторную реакцию детей следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают особенно положительное воздействие на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, и детей с речевыми нарушениями. У детей с нарушением развития опорно-двигательного данные показатели почти всегда взаимосвязаны.
Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию у детей тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движениями. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному ритму и темпу. Также у ребят формируются и навыки контроля.
Пальчиковая гимнастика, логоритмические и образно — игровые упражнения способствуют улучшению координации движений, интересу детей к занятиям под музыку. У детей с нарушением развития опорно-двигательного аппарата данные приемы значительно облегчают выполнение упражнений, сохраняя при этом общую полноту воздействия на все группы мышц. Именно поэтому в основу утренней гимнастики был положен принцип коррекционной направленности — тесная связь речевого материала с музыкой и движением.
Данный комплекс утренней гимнастики — это комплекс упражнений, включающих в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленный на коррекцию различных нарушений.
Задачи:
а) общие
*развивать у детей музыкальное восприятие, музыкально-ритмическое чувство и ритмичность движений;
*развивать пространственные и временные ориентировки;
* развивать чувство музыкального ритма
б) коррекционные
* способствовать развитию произвольного внимания, памяти, общей и мелкой моторики, координации движений
*способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей;
* способствовать активизации речи, речевого аппарата;
* развивать слуховые навыки;
* развивать подвижность пальцев, кистей рук, скорости и синхронности их движений;
* регулировать мышечный тонус рук, ног, корпуса, шеи с целью устранения напряженности, воспитания свободы движений
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ
Общеразвивающие упражнения под музыку
1. Упражнение «Пальчики - ручки» (Раухвергер) — формирование умения согласовывать музыку и движения, координации движений
2. «Марш» - Э. Парлов — развивать умение маршировать ритмично и бодро под музыку, поднимая колени.
3. «Большие и маленькие ножки» - Е. Тиличеева
Образно — игровые упражнения, способствующие:
- активизации речевого аппарата и двигательного;
- укреплению различных мышечных групп;
- формированию навыков согласованного движения под музыку;
- преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;
- развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;
- развитию музыкальной памяти
- формированию коммуникативных навыков
- регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса
- развитию слухового внимания на музыкальном материале разного характера
1. «Веселые ладошки» - Е. Макшанцева
2. «Зайчик»- Е. Железнова
3. «Малыши-карандаши» - Г. Вихарева
3. «Червячки» - Е. Железнова
Комплекс упражнений для детей Е. Макшанцевой
1.«Похлопаем»
2. «Пальчики»
3. «Молоток»
4. «Дудочка»
ДЕКАБРЬ — ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ
Общеразвивающие упражнения под музыку.
1. Упражнение «Пальчики - ручки» (Раухвергер) — формирование умения согласовывать музыку и движения, координации движений
2. «Марш» - Э. Парлов (шагаем на месте)— развивать умение маршировать ритмично и бодро под музыку, поднимая колени.
3. «Большие и маленькие ножки» - Е. Тиличеева
Образно — игровые упражнения, способствующие:
- активизации речевого аппарата и двигательного;
- укреплению различных мышечных групп;
- формированию навыков согласованного движения под музыку;
- преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;
- развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;
- развитию музыкальной памяти
- формированию коммуникативных навыков
- регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса - развитию слухового внимания на музыкальном материале разного характера
Е. Железнова
1. «Играем в снежки»
2. «Где же наши ручки»
3. «Ты похлопай вместе с нами»
Пальчиковая гимнастика. Авторы: Л. Яртова, Ю. Кудинов
1. «Упражнения для пальчиков»
2. «Птицы-пальчики»
3. «Ладушки»
МАРТ - АПРЕЛЬ - МАЙ
Общеразвивающие упражнения под музыку
1. «Марш для малышей» - Е. Железнова
2. «Ножками затопали» - Е. Тиличеева
Образно — игровые упражнения
1. «Автобус» - Е Железновы
2. «Паучки»
3. «Бабочки»
Пальчиковая гимнастика.
Автор А. Костраба
1. «Цветики»
2. «Киска»
3. «Пряничек»
4. «Хлопки»
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ - ЯНВАРЬ
Общеразвивающие упражнения под музыку
1. Упражнение «Лапочки»- чешс. н. м. - на укрепление плечевых мышц и голеностопного сустава; формирование умения согласовывать музыку и движение; развитие координации движений.
2.«Марш» - Э. Парлова
3. Песня «Вместе весело шагать» -В. Шаинский - на координацию движений, развитие ритмико-слуховых и двигательных навыков, музыкальной памяти.
Образно — игровые упражнения, способствующие:
- активизации речевого аппарата и двигательного;
- укреплению различных мышечных групп;
- формированию навыков согласованного движения под музыку;
- преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;
- развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;
- формированию коммуникативных навыков;
- развитию музыкальной памяти;
- регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса;
- развитию координации движений, вестибулярного аппарата
1. «Пильщики» - О. Боромыкова (логоритмика)
2. «Аэробика» - Е. Железнова
3. Упражнение «Часики»
4. «Мячик»
Пальчиковая гимнастика (логоритмика) :
1.«Семья» - Л. Гавришева
2. «Умывалочка» - Л. Гавришева
Декабрь-январь-февраль
Общеразвивающие упражнения под музыку
1. «Барабанщик» - А. Раухвергера.
2. «Веселая зарядка» - В. Синявский
3. «Капитан» - на координацию движений, развитие ритмико-слуховых и двигательных навыков, музыкальной памяти.
Образно — игровые упражнения, способствующие:
- активизации речевого аппарата и двигательного;
- укреплению различных мышечных групп;
- формированию навыков согласованного движения под музыку;
- преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;
- развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;
- формированию коммуникативных навыков
- развитию музыкальной памяти;
- регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса, шеи;
- развитие зрительного внимания и моторной памяти; - развитие общей и мелкой ручной моторики, самомассаж ладоней, стоп и т. д.
Комлекс для детей 3-4. «Подметаем» «Шлеп-шлеп» «Киски» «Рыбки»
1.«Кот сибирский»- О. Боромыкова (логоритмика)
2. «Чистим зубы» - О. Боромыкова (логоортмика)
3. «Зверобика» - В. Шаинский
4. «Я колю дрова»- автор О. Боромыкова (логоритмика)
5. «Маляр» (логоритмическое упраженеие)
Пальчиковая гимнастика (логоритмика) :
1. «Гном»- Н. Нищева
2. «Цветки»- И. Бодраченко
МАРТ — АПРЕЛЬ- МАЙ
Общеразвивающие упражнения под музыку
«Веселый музыкант» - м. А. Филиппенко «Веселая зарядка» - А. Гедике.
Образно — игровые упражнения
1. «Кто как ходит» - автор Е. Железнова
2. «Автобус» -автор Е. Железнова
3. «Зверобика» - В. Шаинский
4. «Я колю дрова»- автор О. Боромыкова,
5. «Маляр»
Пальчиковая гимнастика (с элементами логоритмики)
1. «Замок» - Е. Железнова 2. «За окошком кто шалит?» - Т. Бокач